Электоральное наследство Ходорковского, внезапно свалившееся на головы либералов, сразило их словно электрошоком. Никто и предположить не мог, что выборы для олигарха закончатся так внезапно…
Только-только собрался предвыборный штаб из мастеров на все руки и времена, готовый громко стучаться в двери избирателей любых взглядов и принципов. Только-только народ возвратился с югов и дач и, соскучившись по политическим дрязгам, стал развлекаться подсчетом митингов и голодовок в защиту МБХ. И тут – на тебе: скоропостижное утверждение приговора. А ведь либералы надеялись, что сие неотвратимое событие произойдет никак не раньше ноября.
Но Ходорковского, как говорится, в политику не вернешь еще долго. И хотя штаб изначально планировал замену олигарха на предвыборной дистанции, так быстро сориентироваться он все же не смог. Тем более что тут помешали внутренние разборки в смертельно ослабевшем правом лагере.
Пока «Яблоко» и СПС решали, кто кого съест и под каким соусом, инициативная группа по выдвижению Ходорковского вконец потеряла контроль над ситуацией. Дело еще осложнилось тем, что тучи сгустились над самим «поверенным» МБХ в его электоральных делах Иваном Стариковым. Он чуть было не потерял место секретаря Федерального Политсовета СПС. И все из-за своей излишней самозваной активности в связи с проталкиванием персоны олигарха.
Поезд Ходорковского ушел. И не только без него самого, но также и без его верных приближенных. Однако, как теперь выясняется, туда успели вскочить отдельные амбициозные товарищи. В том числе и те, кто ради шума и славы готовы себя именовать даже электоральными наследниками МБХ. Разумеется, без официального согласия «наследодателя».
201-й округ теперь готовы попробовать на зубок Виктор Шендерович и Мария Гайдар. После скандальной фигуры Ходорковского и многоактной рекламной кампании в его честь эти кандидаты выглядят уж слишком убого. Сатирик, вошедший в политический мир лишь как телевизионный «кукольник» и раздатчик «бесплатного сыра» (именно две эти программы «сделали» его известным), и молодая девушка-отличница, знаменитая своей принадлежностью к династии «людей при власти».
Ужас! И за кого голосовать либеральной столичной общественности? То вслед за Ходорковским к 201-му округу потянули свои грязные ручищи какие-то уголовники , то околополитические личности – подзабытые и малоизвестные – вдруг захотели попытать депутатского счастья.
Как оценивают такую ситуацию сами либералы, уже побывавшие в парламентских креслах? Об этом мы спросили Ирину Хакамаду, активистку предвыборного штаба Михаила Ходорковского.
Ирина Хакамада:
- Я считаю, чем солиднее будет выдвиженец, тем больше шансов у него будет победить. Безусловно, это должен быть человек, который разделяет взгляды Ходорковского. И главное, кандидат должен быть один – чтобы их не было несколько.
- Почему же такие весьма несолидные соискатели заветного мандата заявили о своих намерениях?
- Ну какие есть. Главное, чтобы договорились между собой, кто будет выдвигаться. Нужен один кандидат. И чтобы он устраивал Ходорковского.
У них, у Шендеровича и Гайдар, нет никаких шансов. Поучаствовать, конечно, можно, а победить – невозможно. То, что они вдвоем намерены участвовать – это плохо. Все кандидаты из демократического лагеря должны разобраться между собой и выдвинуть общую кандидатуру. Разумеется, если они имеют хоть какое-то понятие о политической жизни.
По-моему, уже достаточно демократия демонстрирует, что демократов везде много и они друг с другом борются. Я не хочу комментировать вопрос о предпочтении кого-либо из них – Шендеровича или Гайдар. Пусть они сами разбираются.
- Неужели не нашлось более достойной кандидатуры? Например, Стариков или кто-нибудь еще?
- Я не знаю почему. Может, денег нет. Чтобы выдвигаться – деньги надо иметь. Что значит должна быть достойная фигура? Куда мы двигаемся? Рыжков много может решить в парламенте?
Понятно, что у Ходорковского выдвижение было акцией протеста. А у всех остальных это что? В парламенте решить ничего не возможно. Осталось этому парламенту работать немного. Ну зачем же мучиться. Я не понимаю… Тем, кто ни разу не участвовал в политике, таким как Гайдар и Шендерович, это, наверное, интересно. Таким как я – нет. Меня интересуют такие проекты, при которых можно получать большинство голосов и на что-то повлиять. А раскручивать свой имидж в 150-й раз - мне это, например, не надо.
А они пусть пробуют. Мария Гайдар впервые двинулась в политику. Шендерович всю жизнь не занимался политикой. Ему это нравится. Пусть пробует. Главное, чтобы с этим согласился Ходорковский. Все-таки называть себя наследником Ходорковского хорошо было бы с его согласия.
Ярослава Крестовская
Ходорковский благословил объединение СПС и «Яблока»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.