Радиостанция «Эхо Москвы» празднует день рождения. Дата не круглая – 15 лет. Сколько же этапов большого пути прошло за это время «свободное радио для свободных людей»? Именно таким оно и было, когда рождалось. В начале 90-х годов, на закате коммунистической эпохи, вокруг «Эха» сплотились те, кто ходил на многотысячные демонстрации в поддержку Бориса Ельцина и Межрегиональной депутатской группы, кто выступал за свободу и демократию (в ту пору это слово еще не стало бранным), кто боролся против путчистов из ГКЧП.
Чего больше всего хотели эти люди? Правды. Элементарной правдивой информации. «Эхо» в меру сил и возможностей старалось удовлетворить этот спрос. Конечно, не будем лукавить, оно не просто информировало. Практически с самого начала радиостанция являлась и коллективным агитатором-пропагандистом, и коллективным организатором – именно по призыву «Эха» люди собирались на митинги в 1990 или шли на защиту Белого дома в августе 1991. То есть, по сути, это был действующий орган оппозиции. Вот только к оппозиции тогда можно было причислить миллионы москвичей. Может быть, даже большинство. А за пределы российской столицы «свободное радио» еще не вещало.
Затем все переменилось. «Эхо Москвы» вошло в информационную империю Владимира Гусинского. К тому моменту из сугубо оппозиционного средства массовой информации оно фактически превратилось в рупор власти. Всемерно поддерживало так называемые реформы Гайдара, Чубайса и их единомышленников. В тяжелый период президентских выборов 1996 года, когда «семибанкирщина», куда входил и г-н Гусинский, решила сплотиться вокруг кандидатуры Ельцина, «Эхо» активно включилось в избирательную кампанию на стороне Бориса Николаевича. Однако при этом старалось соблюдать видимость объективности. Геннадий Зюганов и его сторонники регулярно получали эфир. А накануне второго тура в новостях «Эха» прошло сообщение о тяжелой болезни Ельцина – за что радиостанция получила взбучку от активистов ельцинского предвыборного штаба.
Именно тогда на первые роли выдвинулся Алексей Венедиктов, отличающийся особой гибкостью, умением договариваться с враждующими сторонами прямо на «поле боя», а также умением служить сразу двум господам. Недоброжелатели считают, что служить не вполне бескорыстно.
Дипломатические таланты очень пригодились г-ну Венедиктову, ставшему главным редактором «Эха», когда медиа-империя Гусинского развалилась, а ее хозяин уехал за кордон. Владельцем радиостанции стал «Газпром». Да только «Эхо» больше не является рупором власти. Оно вновь ушло в глухую оппозицию. Практически все политики, политологи и публицисты, которые последовательно выступают против президента Владимира Путина – Юлия Латынина, Евгения Альбац, Сергей Пархоменко, Сергей Доренко, Анна Политковская, Эдуард Лимонов, Ирина Хакамада, Владимир Рыжков, Гарри Каспаров, Александр Рыклин, Александр Проханов, многие другие, правые, левые, оранжевые, голубые, зеленые, всякие – или регулярно ведут на «Эхе» передачи, или получают эфир в неограниченном количестве.
Так что же, все вернулось на круги своя? Нет, есть, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Да, «Эхо» родилось как орган и рупор непримиримой оппозиции коммунистическому режиму. Но тогда это была частная лавочка. Невозможно себе представить, чтобы ее деятельность оплачивало какое-нибудь советское министерство или ведомство. А сейчас получился удивительный гибрид. Государственная структура – «Газпром» - владеет сугубо оппозиционной радиостанцией, в эфире которой сегодняшнее российское государство чуть ли не каждый день обвиняется во всех смертных грехах, в том числе и в зажиме свободы слова. Мало того, отдельные обозреватели - хотя бы та же Юлия Латынина - договариваются до откровенно антигосударственных призывов: например, предоставлять эфир Шамилю Басаеву, что прямо запрещено законом.
Руководители «Эха» утверждают, правда, что они финансово не зависят от «Газпрома». Дескать, радио само себя окупает за счет рекламы. Случай поистине уникальный на современном рынке СМИ. Здравомыслящие граждане не верят таким объяснениям и задаются вопросом: а не финансируют ли отдельных политически ангажированных сотрудников и обозревателей «Эха» - тех, что и сегодня выступают больше как агитаторы и пропагандисты – из каких-то других, неофициальных источников?
И еще одно соображение. Если в начале 90-х «Эхо» выражало мнение большей части политически активных граждан России, то сегодня, хотя его аудитория расширилась далеко за пределы Москвы, она выражает мнения подавляющего меньшинства. Достаточно упомянуть Михаила Ходорковского. Если в эфире «Эха» его преподносят исключительно как политзаключенного, пострадавшего за правду, то большинство россиян, согласно социологическим опросам, думает совсем иначе.
Печальная эволюция. Похоже на газету «Правда», которая за эти же 15 лет прошла путь от массовой газеты до жалкого «боевого листка». А «Эхо Москвы» из «свободного радио» превратилось фактически в «боевой репродуктор» кучки радикалов, самим ходом отброшенных истории на обочину большой политики.
Можно найти и другие аналоги. Помнится, было такое «Радио Палестины». Вместе с покойным Ясиром Арафатом оно боролось за создание независимого палестинского государства и за уничтожение государства Израиль. Вот только оно не финансировалось Тель-Авивом и вещало с вражеской территории. Правда, один из главных «положительных героев» политического эфира «Эха Москвы» уже успел объявить Россию «территорией врага»…
Семен Макаров
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.