Раскол в НБП из виртуального становится реальным. Все больше рядовых членов партии понимают, что политика Лимонова и его ближайшего соратника Линдермана не имеет ничего общего с идеями национал-большевизма. Прошедшая в июле партийная конференция, которая должна была покончить с "диссидентами", вызвала глухой ропот даже среди тех нацболов , лояльность которых до того не вызывала сомнений.
Особенный протест вызвало публичное унижение Анатолия Тишина — авторитетного члена партии, возглавлявшего НБП во время "отсидки" Лимонова. "Умные, самостоятельно мыслящие, интеллигентные люди вынуждены уходить, а на их место приходят малолетние алкоголики и хулиганы, быдло и шпана", — говорится в заявлении национал-большевиков, поддерживающих проект "НБП без Лимонова". Может ли быть иначе, если Эдуард Лимонов и его верный клеврет Линдерман (которого многие нацболы считают внедренным агентом-провокатором) заняты исключительно поисками покупателя на раскрученный торговый бренд, каким для них и является НБП? В качестве таких покупателей в последнее время активно рассматриваются как западные фонды "в поддержку демократии", так и влиятельные исламистские организации, связи с которыми обеспечивает Лимонову его новый друг Гейдар Джемаль. Видимо, Лимонова не слишком волнует тот факт, что транши с Запада придется отрабатывать участием в "оранжевой революции", а спонсорскую помощь из Саудовской Аравии — поддержкой мусульманского сепаратизма. В тех сферах, где он вращается, о таких мелочах вообще не принято думать — в конце концов, бизнес есть бизнес. Однако рядовые члены партии все чаще задумываются над тем, не используют ли их в качестве "пушечного мяса". И ладно бы еще ими жертвовали для победы национал-большевизма — настоящий революционер всегда готов принести себя на алтарь общего дела. Но садиться в тюрьму ради продвижения торговой марки под названием "НБП" на общероссийском рынке оппозиционных услуг как-то обидно.
Увы, истинные цели вождей партии далеки от революционных идеалов. Каждая новая акция, будь то захват приемной администрации президента, вывешивание растяжек на фасаде гостиницы "Россия" или серия выступлений "Антикапитализм-2005", намеченных на сентябрь этого года, повышает рыночную стоимость НБП в глазах заказчика. Чем дольше длится процесс над 39 активистами партии — а точнее, чем сильнее затягивают его партийные адвокаты — тем чаще бренд "НБП" и фамилия его владельца мелькают в средствах массовой информации. Свобода молодых нацболов, здоровье их родителей — вот какие "капиталовложения" обеспечивают рост курса акций предприятия под маркой НБП.
Однако до бесконечности так продолжаться не может. Голоса протеста внутри партии становятся все громче. "Партия работает на оранжевую революцию, т.е. на врагов России, она подчинена людям не национал-большевистских взглядов, мнение партийцев, придерживающихся национал-большевистских взглядов, не учитывается,в члены организации принимают на основе эмоций, а не на основе здравого смысла и разумного выбора" - подобные обвинения встречаются на каждом форуме национал-большевиков.
Многие нацболы высказываются за идею созыва внеочередного съезда партии, основной целью которого будет смещение московского руководства НБП. Призыв к подготовке такого съезда, предварительно намеченного на январь 2006 г., появился вчера на сайте проекта "НБП без Лимонова". Но есть и другие точки зрения. Новосибирские нацболы, исключенные из партии на июльской конференции, выступают за создание новой национал-большевистской организации. В отличие от "лимоновской" НБП, эта организация должна иметь не иерархическую, а сетевую структуру, объединенную общей программой и общим уставом. Это означает, что региональные отделения новой партии будут обладать полной самостоятельностью в рамках единой программы и единого устава. Эффективность сетевых структур доказана в ходе "оранжевой революции" на Украине, однако ни тамошние проющенковские организации, ни НБП Лимонова не имеют четких программных документов. Создание новой национал-большевистской партии, опирающейся на программу и устав, может привлечь многих активистов из региональных отделений НБП, недовольных оранжево-популистской политикой Лимонова-Линдермана.
С диссидентами из Новосибирска в основном согласны бывшие активисты НБП из Тирасполя, чей лидер Роман Коноплев считает, что проект "НБП без Лимонова" имеет шансы на реализацию только в ближайшее время, пока остатки репутации национал-большевиков еще не окончательно похоронены под либерально-демократическими проектами новых спонсоров "Эдички". "Проект возможен, — считает он, — но только как абсолютно новый, с абсолютно новыми лицами и новым рядовым составом". Возможно, и абсолютно новое название, например, Национал-Большевистский Фронт. Есть основания полагать, что "антилимоновская" революция в НБП начнется как раз с Тирасполя — именно там в это воскресенье открылась Высшая школа политического лидерства имени Эрнесто Че Гевары, одним из преподавателей которой стал Коноплев. В числе основных целей школы заявлено противостояние "цветным революциям" на просторах СНГ. Вполне недвусмысленное предупреждение Лимонову и Линдерману, собирающимся превратить партию в "штурмовой отряд" оранжевой революции в России.
Известно крылатое выражение Дантона о революциях, которые пожирают своих детей. Похоже, что ситуация в НБП складывается иначе — "дети", уставшие служить разменной монетой в торге Лимонова с зарубежными спонсорами, готовы расправиться со своим "отцом". Есть ли будущее у проекта "НБП без Лимонова", покажет время, но то, что кризис в партии угрожает самому ее существованию, видно уже сейчас.
Степан Королев
Закат Лимонова: дискуссия на форуме
Эдуард Лимонов теряет поддержку товарищей по партии
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.