Российская оппозиция запуталась, кто, кому, за что и сколько платит
Владимир Путин, с точки зрения политтехнологов и политических деятелей, действует неправильно, наживая себе кровных врагов. Сначала он обрёк их на голодное существование, отменив выборы губернаторов (а, в перспективе, и мэров городов), затем унизил тем, что ввёл единый день для проведения оставшихся выборов, а сейчас лишает оппозиционно настроенных граждан последнего куска хлеба, выступая с инициативой запрета финансирования политической деятельности партий и общественных организаций из-за рубежа.
"На что жить будем?" - вопрошали они, взывая к совести гаранта Конституции и подсчитывая грядущие убытки. "Не погуби, отец родной!", — стонали ценители западных прав и свобод, бросаясь в ноги верховному главнокомандующему, выражая совершеннейшее своё восхищение Путину и проводимой им политике. "По миру ведь пойдём", — теряя сознание хрипели про себя правозащитники, из последних сил цепляясь за подаренные президентом букеты цветов.
Между тем вся эта котовасия с последними инициативами президента подняла ещё одну проблему, периодически вносящуюся на обсуждение и так же периодически затихающую, — как и откуда пополняется казна партий и других организаций, ведущих политическую пропаганду.
Практически любой человек, находящийся в курсе их деятельности, сходу назовёт десяток источников финансирования (естественно, не российского происхождения), да ещё и позавидует буржуйским мордам, жирующим на гранты американского правительства и российских олигархов. Но на деле всё обстоит гораздо сложнее — чтобы получить денежки богатеньких буратин, приходится отстоять огромную очередь. И дело здесь не столько в моральной стороне вопроса, сколько в желании скрыть теневые доходы от соратников.
Лидером среди "остапов бендеров" от оппозиции является Илья Пономарёв. Статус его до сих пор не определён, что не мешает ему возглавлять мифический информационно-технологический центр при КПРФ, организовать подозрительный "Антиолигархический клуб" или быть лидером несуществующего Молодёжного левого фронта. За всё время своей деятельности И. Пономарёв не уставал жаловаться "на бедность", которая, в его понимании, только и позволяла платить скромные зарплаты своим сотрудникам. Скромность, по оценке некоторых осведомлённых источников, не превышала полутора тысяч долларов на одно лицо. С МЛФ, к которому так удачно присоседился Илья, вышло ещё лучше — делиться вообще было не надо. Делов было на копейку — ездить да представляться лидером многотысячной организации, а пользы... польза тоже, видимо, была. По крайней мере, не предпринимая особых усилий, используя потенциал уже сложившихся организаций, Пономарёв планировал акции с небольшим бюджетом, который собирался в виде единовременных взносов со всех участников. Сколько своих комиссионных он получал за проведённые мероприятия — соратники и история умалчивают.
В отношении новых веяний И. Пономарёв высказался спокойно. В эфире радио "Свобода" он заявил о том, что "пять миллионов долларов, которые выделяет Сенат США на финансирование политических партий в России", никак не могут влиять на политику. То ли 5 миллионов — слишком скромная сумма для Пономарёва, то ли он черпает средства из альтернативных источников.
Беспорядочные финансовые отношения существуют и в среде "правых" организаций. Представители нового молодёжного движения "Оборона", являющегося отростком молодёжного "Яблока", также жалуются на финансовые трудности. Партийную атрибутику они делают едва ли не на собственные деньги, а офис в центре Москвы им помогают оплачивать мифический "малый и средний бизнес". Сам лидер движения Илья Яшин (из скромности, именующий себя " одним из координаторов этого объединения" ), по совместительству являющийся одним из трех сопредседателей федерального уровня в молодёжном "Яблоке", получает зарплату именно в "Яблоке", что позволяет ему спокойно заниматься "Обороной". Но понятно, что на одну зарплату сыт не будешь. И однажды в СМИ просочилась информация, о том, что на развитие "Обороны" спонсорами было выделено порядка полумиллиона долларов. Конечно же, напрямую эти деньги никто Яшину не доверил бы, поэтому возникла кандидатура Марины Литвинович, выполняющей роль пиар-советника сначала у Ирины Хакамады, потом в "Комитете-2008", у Гарри Каспарова в "Гражданском фронте", а теперь управляющую финансовыми потоками "Обороны".
И задавая вопрос о связи М. Литвинович и "Обороны", журналисты не надеялись на успех. Но он пришёл. Сначала Илья Яшин в решительной форме отверг все сомнения насчёт денег и политтехнологий: "Неделю назад мне позвонил корреспондент "Московских новостей" и задал вопросы о сотнях тысяч долларов, которые якобы вложил в "Оборону" Невзлин, а также о политтехнологиях, которые якобы придумывает для "Обороны" Марина Литвинович. Естественно, я ответил, что ни копейки денег Невзлина в "Обороне" нет, а Марина Литвинович вообще никак не связана с "Обороной". Но когда настал черёд Марины Литвинович прояснять ситуацию, случился конфуз. "Я дружу с ребятами из "Обороны", стараюсь им помогать — советом, делом, опытом". — без обиняков заявила политтехнолог. Но затем поправилась: "но и помимо "Обороны" есть очень перспективные люди и организации", добавила она. В общем, вопрос об отношении М.Литвинович и И.Яшина остался открытым. Равно как и вопрос о злополучных 500 тысячах долларов, повисших в воздухе.
Возможно, "Обороне" и другим "неполитическим гражданским" организациям стоит подумать о введении в штат бухгалтера, который бы навёл порядок в финансовом беспределе. Так, как, например, это сделал лидер "Российских радикалов" Николай Храмов, заявивший, что для продолжения деятельности ему требуется минимальная сумма в 7 тысяч долларов, которая пойдёт на аренду помещения и.. оплату бухгалтера. Спрашивается, если организация бедствует, живёт только на членские взносы самого Храмова, то зачем ему бухгалтер? Только ли для того, чтобы вносить на баланс вступительные взносы, размеры которых установлены на уровне 100 рублей для 36 имеющихся участников, с позволения сказать, движения?
Подобная ситуация складывается и в других организациях, которые даже распадаются по причине неправильного "распила" денег между участниками или нарушения партийной этики, когда сотрудники скрывают от руководства свои тайные финансовые операции "на стороне". Не проходит и дня без того, чтобы в какой-нибудь из организаций правого или левого толка не разгорелся финансовый скандал, приводящий к тяжёлым последствиям. К сожалению, наибольшую энергию "новые демократы" проявляют только во внутрипартийных разборках и освоении бюджета, не особо заботясь о полезности своей публичной деятельности.
Иван Неплюев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.