Один из главных штабов "демократической оппозиции" стремительно пустеет. Никто не желает его возглавлять, мало, кто хочет выполнять приказы, тем более что отдавать их просто некому. Речь идет о еженедельнике "Московские новости", который дважды был рупором либерально-интеллигентского сопротивления власти — в конце 80-х при Горбачеве и последние пять лет при Путине.
На сегодняшний день ситуация такова. Еще три недели тому назад новый владелец издания, украинский медиа-магнат Вадим Рабинович пообещал сильно поредевшему творческому коллективу "на сладкое" (это цитата) одного из самых знаменитых российских журналистов в качестве главного редактора. Далее, 11 июля был таки назначен генеральный директор издания Сергей Грызунов, сам явно не входящий в когорту звезд-знаменитостей, в свою очередь пообещавший выдать "на гора" главного редактора через неделю. Прошло 10 дней — так ничего и не случилось.
Между тем, как стало известно из источников в редакции, главного действительно искали и ищут. Предлагали многим, в том числе очень известным профессионалам — например, Наталье Геворкян из "Коммерсанта" и бывшему главному редактору "Известий" Рафу Шакирову, ныне безработному (информация о том, что эту должность предлагали сатирику Виктору Шендеровичу — не более чем шутка). Не захотел никто. Тем временем постепенно разбегаются немногочисленные оставшиеся сотрудники, отдел политики — один из самых главных — практически опустел. Что же случилось? Вряд ли новый хозяин поскупился на посулы, и уж точно он вовсю декларирует свою приверженность "либеральным ценностям". Не верят? Или не видят перспективы? И ладно бы рядовые журналисты, уставшие от неуверенности в завтрашнем дне. Почему в "форпост либерализма" не рвутся бывалые либеральные публицисты, которые клялись днем и ночью с пеной у рта бороться за свободу слова в России? Вот же рупор, трамплин, взлетная полоса! Нет, обходят стороной, будто лепрозорий.
Дело в том, что "форпост демократии и свободы слова" превратился в руины. Не сразу, в несколько этапов. И разрушили его те самые люди, которых, если им верить, демократия и свобода слова беспокоит больше всего на свете. Вот они.
Егор ЯКОВЛЕВ . Родоначальник газеты в ее "либерально-демократическом" варианте, потом глава Гостелерадио, потом возглавил "Общую газету", которую продал бизнесмену Вадиму Лейбману, по разным оценкам, за 800 тысяч — 3 миллиона долларов, после чего она закрылась, так как деньги были фактически заплачены за здание, а не за издание. В разрушение "МН" внес минимальный вклад: назначил коммерческим директором Александра Вайнштейна, который вполне легально прибрал к рукам контрольный пакет акций и отправил редакцию газеты из центра Москвы (Пушкинская площадь) на выселки, по адресу Загородное шоссе, дом 1, рядом с психиатрической больницей имени Кащенко.
Виктор ЛОШАК . Преемник г-на Яковлева. Сейчас главный редактора журнала "Огонек", бывшего "рупора перестройки". В свое время он не сумел остановить падения "Московских новостей", превратившихся в так называемый уставший бренд, то есть такой, который все знают, но не испытывают к нему интереса.
Леонид НЕВЗЛИН . На протяжении многих лет правая рука Михаила Ходорковского. Когда глава ЮКОСа купил "МН" и выгнал г-на Лошака с поста главреда, фактически взял на себя управление редакцией. До того уже однажды "соприкасался" с понятием "свобода слова". В сентябре 1997 года был назначен распоряжением правительства России первым заместителем генерального директора информационного агентства ИТАР-ТАСС. Скорее всего, ИТАР-ТАСС призван был обеспечивать позиции ЮКОСа на предстоящих в 2000 году президентских выборах. Но объяснял назначение таким образом: "Я стал шире глядеть на жизнь и больше знать. Полезно поработать в крупном бизнесе, а потом перейти на государственную службу. Возникает много идей по поводу ее переустройства". Переустройство ИТАР-ТАСС "по Невзлину" должно было заключаться в акционировании главного государственного "рупора" РФ с привлечением капитала ЮКОСа и иностранных инвесторов. Не вышло, премьер-министром стал Евгений Примаков, который все эти планы отменил.
"МН" не требовалось акционировать, впрочем, и доходов газета не приносила. Вдобавок случились неприятности, в результате которых, как известно, один владелец попал за решетку, другой — в розыск и в Израиль. Реальное руководство хозяйственной деятельностью "МН" перешло к назначенному г-ном Невзлиным генеральному директору. Сначала это был Кирилл ЛЕГАТ, затем главный редактор по совместительству Евгений КИСЕЛЕВ.
Вот как характеризует их работу человек из либерального лагеря, бывший первый зам. главного редактора "МН" Людмила Телень: "За 15 месяцев никто из собственников... не выражал свою точку зрения на финансирование издания. Наоборот, мы их стимулировали ответить на вопрос, какой должна быть газета, но они молчали. Потому что внутри газеты боролись три точки зрения... Первая, которую олицетворял Кирилл Легат, склонялась к тому, чтобы двигать газету в сторону развлекательного издания: поменьше политики, побольше девушек, машин, побольше про деньги... Вторая, что газета должна быть серьезной, политической, ...прибавлять свою аудиторию не за счет люмпенов, а за счет интеллигентной и интеллектуальной среды. Третья, которая бродила по нашим коридорам: дескать, надо сделать из газеты "боевой листок", пусть ее Кремль замучит в застенках, и отлично — будет видно, что такое Кремль... Пришла она из олигархической среды. Я знаю, что она всерьез обсуждалась. Киселев на словах поддерживал вторую точку зрения, что газета должна быть интеллигентной и интеллектуальной. Но на деле ничего не предпринимал. И везде царствовал Легат. Легат издевательски относился к газете. Не проходило дня, чтобы он не говорил: "Как я ненавижу вашу газету и ваш "уникальный журналистский коллектив", я бы разогнал вас всех... Легат разогнал собкоровскую сеть, уволил корректуру — он считал, что корректоры не нужны...
...С Киселевым бесполезно о чем-то договариваться. Он — человек крайне вялый и равнодушный. Он не врубается в информацию, у него рассеянное внимание... Телевизор делает чудеса. "Лицо с экрана", читает текст с суфлера, а граждане верят, что он такой умный и демократичный. Так происходит приватизация демократических ценностей...
Олигархи купили его (Киселева — С.М.) как бренд. Женя, действительно, бренд в силу своего имиджа "лидера демократической журналистики"... Вообще, "Московские новости" были уже слишком архаичны... Они уже не работали на современную аудиторию... Затем мы попытались озадачить нашей ситуацией "Комитет-2008", ведь Киселев является и его членом. Но он просто не пришел на заседание, и Комитет ничего не стал обсуждать. Я считаю, что они просто скинули демократические ценности с повестки дня".
Чем это кончилось, известно. Г-н Киселев выгнал г-жу Телень и группу ведущих журналистов "МН", обвинив их в некомпетентности. Затем выгнали и самого Киселева, позволив ему заявить, будто он ушел по собственному желанию. Наконец, г-н Невзлин продал г-ну Рабиновичу убыточное издание, о котором в последние годы вспоминали только в связи со скандалами. 14 июля, выступая в Вашингтоне перед так называемой Хельсинкской группой, куда входит ряд сенаторов и конгрессменов США, г-н Невзлин сказал: "Я лично недавно продал собственную газету, поскольку объективная журналистика стала в таких условиях просто невозможной". Так что же, пусть теперь журналистика в России будет необъективной? А как же борьба за свободу слова?
Но факты — упрямая вещь. В крушении либерального печатного "буревестника" невозможно разглядеть "руку Кремля" или воздействие каких-либо внешних сил. Все сделали сами.
Вот и не хочет никто из видных журналистов "либерального направления" туда идти. Их место готов занять нынешний гендиректор Сергей Грызунов, сказавший, что он "чувствует себя журналистом, и будет активно вмешиваться в редакционную политику". Г-ну Грызунову по должности следует заняться совсем другим — элементарным менеджментом. Но это не так увлекательно. Оттого-то все и разваливается.
Семен Макаров
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.