Споры о целесообразности сотрудничества религиозных конфессий с государством ведутся уже давно. С ростом религиозного самосознания, духовные отцы с каждым днём набирают всё больший вес в обществе. И не использовать эту карту в своих политических интересах просто невозможно. Особенно если учитывать неизбежность новых выборов депутатов Госдумы и Президента России. Сегодня уже никого не удивишь новостью о благоволении лидера КПРФ к церкви и верующим, желании какого-нибудь губернатора построить храм (желательно своего имени), а то и вовсе задружиться со всеми главами церквей сразу. Так, на всякий случай. Использовать козырную карту для повышения своего политического рейтинга стало делом вполне обычным и не вызывает особой опасности, кроме личной моральной ответственности и искренности политика.
Однако этот козырь привлекает и тех, кто готов использовать его в гораздо больших масштабах. Рост терроризма, который напрямую связывают с исламом, или же извечный «еврейский вопрос» предоставляют уникальную возможность игрокам на политическом фронте повернуть русло религиозного сознания в своём, совсем не мирном направлении.
Не так давно лидер НБП Эдуард Лимонов заявил о желании и возможности повести в наступление на Кремль российских мусульман , притесняемых властью. Вообще же, западные правозащитники последнее время очень любят предъявлять претензии российскому президенту, упрекая его в том, что он де благоволит православию, превращая его в государственную религию, и зажимает при этом другие религиозные конфессии. В частности, о дискриминации властью большинства религиозных объединений заявила руководитель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.
Заявление выглядит странно хотя бы по той причине, что каждое государство в той или иной степени отдаёт предпочтение одной религии. Это касается как стран Ближнего Востока, с традиционно сильным религиозным фактором, так и высокоразвитых демократических стран, где также ведущие роли играет католицизм или протестантизм. Не очень весело обстоят дела и у наших соседей, бывших советских республик. Например, в Украине уже давно продолжается конфликт между православной и униатской церковью, и в этот конфликт на стороне последней выступает государство. Так, в составе Министерства юстиции действует Государственный департамент по делам религий, созданный на базе бывшего Госкомрелигий и подчиняющегося, соответственно, министру юстиции Роману Зваричу, занимающего проуниатскую и проамериканскую позицию.
В Прибалтийских странах, кстати, наблюдается почти такая же чехарда с религиями как и в России. Не так давно в Эстонии предприняла попытку легализоваться церковь «Ордена чёрной Венеры», глава которой жаловался на то, что «свобода вероисповедания в Эстонии существует только для Христианства и Эстонской евангелическо-лютеранской церкви», а «сатана является лучшим другом христианской церкви». В общем, налицо нарушение прав человека. А в Латвии в своё время разгорелся скандал, связанный православным движением «Руна», выступающая за введение образования в школах с религиозным уклоном. Однако и Эстонская православная церковь, и все русские общины резко выступили против «Руны», заявив, что к православию предложенная движением идея не имеет никакого отношения и попросту вредна. Подобные примеры можно найти и в России, где, вопреки представлениям правозащитников, действует масса религиозных общин, деятельность каждой второй из их числа можно подвести под статью уголовного кодекса. Например, активизация неопятидесятников, чья деятельность несёт следы религиозного экстремизма. Существует и реальная, а не надуманная угроза, исходящая от ваххабитских групп, действующих на территории России и пограничных с ней территорий.
Безусловно, что в этой ситуации государство не может оставаться в стороне и поэтому заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, прошедшее 1 июня в Кремле под председательством главы президентской администрации Дмитрия Медведева, было вполне логично. Деятельность мелких, агрессивно настроенных религиозных групп, угрожает не только целостности страны, но и основным мировым религиям. Может быть поэтому, несмотря на ряд разногласий между конфессиями, все участники совещания согласились с тем, что «взаимная нетерпимость и ксенофобия представляют собой серьезнейшую угрозу целостности многонационального российского общества, самому существованию нашей страны». Поэтому необходимо совместное действие религиозных объединений и государственных органов по организации межрелигиозного и межэтнического диалога.
Однако именно против этого выступают поборники гражданских прав, для которых, видимо, не существует различий между религиозными объединениями – являются ли они мусульманами, православными, сатанистами или политическими экстремистами.
Игорь Кулагин
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.