Зрелище обещало быть массовым, но скучным. По крайней мере, шествие колонны под красно-чёрными знамёнами вдоль проспекта Королёва больше смахивало на траурную процессию. Хоронили, как обычно, демократию в том или ином её проявлении. На сей раз — свободу слова, обозначив сие мероприятие как "Всероссийский марш за свободу слова, против цензуры, насилия и лжи на телевидении".
Похороны удались на славу, чему виной оказались жаркая погода и организаторы, не дающие выйти эмоциям за рамки запланированного расписания. Вялые попытки части собравшихся выплеснуть всё, что накопилось на душе, тут же пресекались ведущим митинга, призывающим собравшихся не выкрикивать незадекларированные лозунги и придерживаться заранее установленного порядка проведения митинга. Собравшиеся внимали речам и послушно повторяли лишь то, что было предписано организаторами. Может быть, поэтому те несколько сотен защитников свободы слова, отдавших предпочтение митингу, а не трудовым будням (или отдыху) на дачных участках, и не стремились лезть поперёк батьки в пекло. Тем более что солнышко напекало голову основательно и близость воды Останкинского пруда манила своей свежестью, пускай и сомнительной чистоты. Как, впрочем, и весь развивающийся на берегу процесс.
Лишь однажды некий молодой человек отчаянно плюхнулся в воду и поплыл к центру водоёма, хрипло выкрикивая "ре-во-лю-ция". Да ещё что-то громыхнуло в толпе, испугав близстоящих. В остальном всё шло по расписанию. Ораторы сменяли друг друга на импровизированной трибуне, но содержание их речей можно было бы предугадать с 90-процентной точностью. Часть митингующих организованно держала флаги и транспаранты, изображая возмущённых граждан, остальные же расползлись по бережку, мирно беседую о судьбах Отечества около прохлады воды или же расслабляясь в позе лотоса на травке газона. Периодически приходилось выкрикивать утверждённые лозунги — "Даёшь свободу слова", ... — что, однако, не особенно отвлекало от разговоров.
У некоторых, правда, нервы не выдерживали. "Вот, можешь здесь и позагорать", — решил пошутить митингующий пенсионер, дав столь полезный совет своей супруге. Супруга шутку не оценила: "Я лучше на даче позагораю". И пожилая чета устремилась на выход. Наверное, на ту самую пресловутую дачу. Впрочем, газончик подле места проведения митинга заменял многим дачу, и несколько бабушек прихватили с собой на мероприятие детишек. Тем уж вовсе было всё равно, что говорят взрослые дяди, и девчонки играли в догонялки, разрисовывали друг друга краской, лопали шоколадку, которой их угостила другая сердобольная бабуля. И невдомёк им было, что пришли они на "серьёзное мероприятие", как тонко заметил ведущий митинга Сергей Митрохин. Серьёзность момента подчёркивали и выступавшие: пламенный трибун Григорий Явлинский, напомнивший людям, что они пришли "сказать во весь голос: в России нет свободы слова"; саркастически-пронзительная Ирина Хакамада, отказавшаяся потреблять каждый день "пропагандистскую баланду Кремля", рублено-строгий Владимир Улас, увидевший в собравшихся предвестников четвёртой русской революции; находчивый Иван Стариков, предложивший всем приучать своих собак к прогулкам ровно в 9 вечера, аккурат во время эфира программы "Время" на первом канале; не в меру спокойный Сергей Удальцов, поведавший удивительную историю о том, как он избавился от Путина путём изничтожения телевизора, а также Илья Яшин (молодёжное "Яблоко"), Сергей Шаргунов ("Родина"), Эдуард Лимонов...
Кстати, что удивляло, так это спокойное течение собрания. Что могло собрать в одном месте представителей партий, которые раньше бы не то, что за один стол, в одну колонну бы не встали? Смешались НБП и АКМ, КПРФ и "Родина", "Яблоко" и СПС, "Оборона" и "Наш выбор". Все вели себя до неприличия корректно, что навевало скуку на них же самих. Привыкшие действовать на грани фола, а то и за его пределами, акм-овцы, нацболы и перенявшие их тактику прямого действия "младояблочники" явно оказались не в своей тарелке. Не было места не только для действия, но и для, как уже упоминалось ранее, собственных лозунгов. Да и как такого единства тоже не наблюдалось. Молодые и старые революционеры не спешили бросаться друг другу в объятия и лишь стойко держались за древко флажков, сбившись в тесные партийные кучки. До взаимных оскорблений, как ещё несколько лет назад, не доходило, но лёгкое подтрунивание друг над другом допускалось.
Самыми активными на митинге оказались молодые люди из молодёжного проекта "ДА". Дрейфуя по отведённому для митинга пятачку перед Останкино, они то здесь, то там выстраивали египетские пирамиды из картонных коробок с наклеенными на них изображениями ненавистных телеведущих, которых с удовольствием перечёркивали синим фломастером и, удостоверившись в наличии рядом теле- и фотокамер, демонстративно разрушали созданную "телевизионную вертикаль". Народ веселился, а "ДАшники" перемещались в другую точку митинга, где повторяли разученное действо.
Разрушительные действия молодых демальтернативщиков наглядно отображали советы политических лекарей о том, как бороться с ложью в СМИ. По мнению большинства собравшихся, нужно просто... не настраиваться на зловредные телеканалы и выключать телевизор, когда там показывают антидемократщину. По мнению ораторов, терпеть людям такие лишения придётся недолго, аккурат до создания истинно народного телевидения, где уж точно будут показывать только правду.
Что ещё удивляло, так это атрибутика в руках митингующих. Если ещё не так давно чуть ли не каждая старушка рядом со знаменем КПРФ несла портреты Ленина-Сталина, то теперь их с успехом заменил портрет Михаила Ходорковского. Ходорковского было много: больших и маленьких, но очень качественно выполненных фотографий, значков, плакатов и других вариантов выражения народной любви к опальному олигарху. Наглядной агитации в его поддержку было едва ли не больше, чем плакатов по теме митинга. Так что незримое присутствие сидельца, а точнее его соратников, предпринимающих все мыслимые и немыслимые попытки для освобождения Михаила Борисовича, чувствовалось. К счастью для многих присутствующих, ораторы соблюдали правила и не призывали впрямую к освобождению Ходорковского, используя ассоциативное мышление собравшихся. Можно только представить реакцию ряда молодых и старых коммунистов, членов НБП, выступавших против олигархов, если бы их заставили кричать "свободу Ходорковскому". Наверное, всё же пришлось бы что-то из себя выдавливать, поддерживая правила принятой игры, в которую искусно были вовлечены вместе с той же самой КПРФ.
Вообще же, всё больше заводилами подобных мероприятий становятся молодёжные сетевые организации, наподобие "Обороны", являющееся детищем "Яблока", или молодёжное движение "ДА", тесно сотрудничающее с правозащитными организациями. Именно на создание подобных молодёжных объединений и направляются сейчас финансовые потоки
Удивительны и рассуждения той же Хакамады о политической цензуре в СМИ со стороны государства. Ведь и она, и Явлинский, и даже Лимонов не могут пожаловаться на отсутствие внимания со стороны телевизионщиков. Да и несколько лет назад, те же самые личности протестовали против захвата телеканалов теми, на чьи деньги продолжают протестовать сейчас против захвата ТВ другой группировкой.
Но об этом почему-то не вспомнили, а лишь быстренько зачитали резолюцию, в которой было выражено своё "фи" политике Путина и предлагалось создать общественный комитет по обеспечению свободы слова. На том и разошлись, поблагодарив изнывающих от жары милиционеров за "корректное поведение" и включив гимн "Обороны", выражающий надежду, что скоро на это место "встанут миллионы". Как скоро это случится, не сообщалось, но угрозы оппозиционеров вывести на улицы миллионы людей пока только остаются угрозами. Да и само значительное событие не вызвало ажиотажа ни со стороны случайных прохожих, ни со стороны активных борцов с режимом. Как сказал один из участников, "сюда пришли только те, кому это нужно". Все несколько сотен человек.
Игорь Кулагин
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.