Экс-глава ЮКОСа опубликовал очередную программную статью
Михаил Ходорковский всерьез увлекся эпистолярным жанром. Он опубликовал очередную программную статью в "Ведомостях", в которой подвел итоги завершающегося разорения ЮКОСа. "Я сделал все от меня зависящее, чтобы нелюбовь власти лично ко мне не привела к таким последствиям для миноритарных акционеров, рядовых сотрудников компании, страны в целом", — пишет Ходорковский.
И далее: "Скоординированность и полная беззастенчивость в действиях налоговых, правоохранительных и судебных органов не оставляет сомнений в заказном характере процесса. "...полгода назад я предложил отдать принадлежавшие ему акции для погашения претензий к компании. Однако был избран другой путь — путь избирательного применения закона, введение и использование задним числом новых правовых норм и трактовок, путь прямого и публичного уничтожения ростков доверия делового сообщества к арбитражному суду, к власти в целом", — отмечает он.
Ходорковский уверен, что происходящее с ЮКОСом имеет непосредственное отношение к власти . "Давно сказано, пишет он, что каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает. Добавлю: любая власть есть отражение концентрированных представлений народа о природе власти. Потому можно утверждать, что и в Британии, и в Саудовской Аравии, и в Зимбабве власть принадлежит народу. А традиция восприятия власти — основа основ стабильности государства. Поэтому говорить о "демократизации" некоторых арабских монархий по западной модели так же абсурдно, как и о восстановлении абсолютной монархии средневекового толка, например, в современной Дании.
Российская политическая традиция в этом смысле синтетическая. Россия всегда находилась (и находится сейчас) на границе цивилизаций, но по преимуществу она страна европейская. И потому европейские политические институты, подразумевающие разделение властей, для нашей страны абсолютно органичны. Другое дело, что нельзя игнорировать и оборотную сторону медали. Российский народ привык относиться к государству как к высшей силе, которая дает надежду и веру. Эту силу нельзя взять на работу — для начала к ней надо перестать относиться как к высшей силе. А как учит нас российская история, утрата особого, сверхрационального уважения к государству неизбежно и неизменно приводит нашу страну к хаосу, бунту, революции.
Ходорковский согласен с постулатом, что деньги портят людей (там царь Кащей над златом чахнет, от трудов праведных не наживешь палат каменных
и т.д.). Обращаясь к молодежи, он говорит буквально следующее: "Не завидуйте крупным собственникам. Не думайте, что их жизнь легка и удобна. Собственность открывает новые возможности, но она же ведет к закрепощению творческих сил человека, размыванию его личности как таковой. В этом проявляется жестокая тирания — тирания собственности".
Говоря о своей личной судьбе, Ходорковский говорит, что "осознал, что собственность, а особенно крупная собственность, сама по себе отнюдь не делает человека свободным". "Собственность открывает новые возможности, но она же ведет к закрепощению творческих сил человека, размыванию его личности как таковой", — пишет он. "Успокойтесь: графом Монте-Кристо (впрочем, как и управдомом) я становиться не собираюсь, — добавляет Михаил Ходорковский. — Дышать весенним воздухом, играть с детьми, которые будут учиться в обычной московской школе, читать умные книги — все это куда важнее, правильнее и приятнее, чем делить собственность и сводить счеты с собственным прошлым".
В конце своего послания Ходорковский предсказывает, что пробудет в тюрьме несколько лет: "Они хотят засадить меня поглубже, лет на пять или больше, потому что боятся, что я буду им мстить".
Напомним, в марте сего года Ходорковский написал статью " Кризис либерализма в России", в которой раскритиковал либеральные реформы 1990-х гг. и их идеологов Егора Гайдара и Анатолия Чубайса, а также политическую практику созданного ими Союза правых сил. Ходорковский предложил российским либералам признать ошибки и пересмотреть свою политическую линию с учетом особенностей и насущных интересов большинства населения страны. Он заклеймил приватизацию и обесценение вкладов в Сбербанке, а также признал чудовищную ложь ельцинских выборов 1996-го года. Покаяние Ходорковского наделала тогда много шума, ее долго обсуждали, а еще больше критиковали. Общий настрой был таков: эпигонство, Ходорковский вылез из кожи, поздно покаялся и т.д.
Масла в огонь подлили либералы, наотрез отказавшиеся каяться (впрочем, другого от них и не ждали): один из лидеров правых Леонид Гозман заявил, что "кризиса либеральной идеи в России нет, а падение рейтинга правых — результат не отсутствия идеи, а плохого менеджмента". "Либерализм для нашей страны естественен,- заявил докладчик.- Собираемся ли мы каяться? Нет. И мы не признаем права тех, кто призывает нас каяться, судить нас. И потом: что, в нашей стране, кроме нас, каяться некому?".
Отдел политики
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.