Сегодняшняя пресс-конференция Владимира Путина, поначалу казавшаяся рутинной (ну что он такого скажет, чего мы не знаем, или о чем не догадываемся), на деле таковой не оказалось. "ПРАВДА.Ру" сделала выборку наиболее интересных тем, затрагиваемых на пресс-конференции.
Внутренняя политика
- Намерены ли вы вступить в партию или создать новую?
В. Путин: Президент является арбитром в межпартийных спорах, поэтому еще не настало время, чтобы президент был партийным. Но не исключаю этого в дальнейшем, я думаю над разными вариантами. Президент также заявил, что не собирается баллотироваться в президенты ни в 2012, ни в 2016 году, ни дальше. По его словам, он думает о своей жизни после 2008 года. "Я думаю о том, как мы пройдем рубеж 2008 года. Это серьезный рубеж для страны. Нужно будет сделать все, чтобы должным, демократическим образом организовать выборы президента", — сказал он.
- Есть ли проблемы со свободой слова в России и где их больше — в столице или в регионах?
В. Путин: В известном итальянском фильме есть такая фраза — "настоящий мужчина должен всегда пытаться, а настоящая женщина должна сопротивляться". Власть всегда пытается уменьшить количество критики в свой адрес, а СМИ — отыскивать все, что можно отыскать, чтобы обратить внимание властей на ошибки. "Мы не лучше, не хуже других стран". Для России проблема заключается не в политической, а в экономической составляющей.
Интернет — это тоже не только наша проблема. Одно дело криминальные проявления, а другое — свобода появления информации. Интернет является самым демократическим способом распространения информации. Мне не хотелось бы, чтобы под видом борьбы с криминалом ограничивалась свобода появления информации в Интернете. Я бы к возможным ограничениям информации отнесся отрицательно .
- Насколько целесообразно было бы назначать, а не выбирать мэров городов?
В. Путин: Полагаю, мы должны оставаться в рамках действующего законодательства и не нарушать баланс между политической активностью населения и ролью и мощью государства в этой сфере. Законодательство предоставляет такие возможности. Что касается муниципалитетов: если граждане, проживающие на какой-то территории, полагают, что для решения их социальных вопросов нужно таким образом организовать свои органы власти и управления, чтобы иметь лучшую связь с губернатором (мы понимаем, что при этом граждане могут рассчитывать на дополнительную помощь из регионального бюджета в вопросах образования, здравоохранения, соцобеспечения), то тогда они могут провести у себя референдум и выработать иную, отличную от действующей сейчас, системы формирования (избрания) муниципальных органов власти. Но без решения граждан, проживающих на конкретной территории, ничего нельзя менять.
И второе. Сами губернаторы говорят, что им нужно больше влияния на города и крупные центры. Но никто никогда не просил забрать под свою власть все муниципалитеты. Это не нужно, это перегружает губернаторов, и никто к этому не стремится.
- О коррупции. Как Вы будете с ней бороться? Где Вы найдете 89 честных чиновников ?
В. Путин: Ну, сейчас же нашли! Коррупция — как вы видите, можно справится с этой бедой. Первое и главное. Нужно уходить государству из экономики там, где его присутствие не обосновано. Это сложная задача. У нас все решалось на уровне чиновничества. Повышение уровня благосостояния чиновничества: чтобы они дорожили своим служебным местом, мы повысили зарплату руководящему составу. Я знаю, что была и есть критика по этому поводу, но думаю, что вы согласитесь, невозможно, если человек получает очень низкую зарплату, а ворочает миллиардами, это ненормальная ситуация. Если от решения человека зависит благополучие, а иногда и судьба миллионов людей, нельзя допустить, чтобы этот человек получал нищенские деньги. Это должно распространиться на весь чиновничий аппарат, вплоть до муниципального уровня. Необходимо урегулировать комплекс вопросов, связанный с уголовным преследованием за возможные злоупотребления. Но здесь должны быть определенные границы, нельзя перегибать палку. Кроме того, нужно создать в обществе обстановку нетерпимости по отношению к коррупции. Все эти вопросы должны решаться в комплексе.
- Вы не раз подчеркивали, чтобы обеспечить безопасность в XXI веке, в т. ч. и бороться с терроризмом, может только професиионаональная армия. Но для этого работа военных должна хорошо оцениваться — как материально, так и социальными гарантиями. Что для этого будет сделано?
В. Путин: Мы будет создавать профессиональную армию. Как известно, мы не ставим целью сделать ее на 100% профессиональной, но части постоянной готовности такими будут. Главная задача — обеспечить такое состояние, при котором военнослужащие срочной службы не будут служить в горячих точках — прежде всего, конечно, в нашей стране. Я имею в виду Северный Кавказ, Чеченскую Республику и т.д. С 1 января 2005 г. ни одного военнослужащего срочной службы, проходящего по линии Министерства обороны, в Чеченской Республике уже не будет. А с 1 января 2006 года ни одного военнослужащего, проходящего воинскую службу во внутренних войсках по линии МВД, (в Чечне) быть не должно.
42-я дивизия в Чеченской Республике полностью переходит на такую форму, и в конце 2007 г. мы должны перевести все части постоянной готовности. Если сегодня контрактник в Чечне получает 12-15 тыс. руб., то для других регионов это в 2 и более раз ниже. Этого недостаточно. Мы этот вопрос недавно обсуждали на заседании Совета безопасности. Министр обороны настойчиво ставит эти вопросы перед правительством, экономическому блоку поставлено задание решить задачи, чтобы военные не отличались в худшую сторону от госслужащих. Что касается жилья, то мы выработали для военнослужащих Минобороны ипотечную систему, она будет работать, она не может не работать. А для тех, кто под ее действие не подпадает, нет другого способа, кроме как выделять жилье по старым правилам и выделять дополнительные средства на строительство служебного жилья.
Внешняя политика
- Сегодня как никогда важно обратить внимание на политику РФ в отношении стран Южного Кавказа.
В. Путин: Россия всегда присутствовала в этих регионах, у нас есть свои интересы на Южном Кавказе. Эти интересы должны быть гарантированы, но, конечно, они должны сочетаться с интересами других, включая Грузию, Армению и Азербайджан. Мы работаем в этом направлении, проблем нет.
По Карабаху свою позицию мы давно сформулировали: мы готовы быть посредниками и гарантами тех договоренностей, которые могут состояться между участниками конфликта в Нагорном Карабахе — между Арменией и Азербайджаном. Однако мы не хотим на длительную историческую перспективу стать неблагоприятными партнерами для одной из сторон. Мы не хотим брать на себя эту ответственность. Пусть стороны сами договорятся между собой.
- Насчет мирного договора с Японией. Министр иностранных дел Сергей Лавров предложил решить территориальный вопрос, передав Японии два острова. Но Япония хочет четыре. Возможно ли это? Какова ваша позиция? Когда вы собираетесь ехать в Японию, до или после 9 мая? Если не будет компромисса, возможна ли отмена визита?
В. Путин: Отношения с Японией развиваются неплохо — растет товарооборот, регулярные контакты на политическом уровне. Нас огорчает, что не решен вопрос о мирном договоре, потому что это и в японских национальных интересах и в наших. Все проблемы, мешающие развитию отношений, надо зачистить как можно быстрее. Япония в этом заинтересована не меньше России — прежде всего в развитии экономических связей.
Что касается заявления главы МИД, насколько я видел, он не предлагал никаких островов . Чему вы аплодируете? Он упомянул декларацию 1956 года. Вот что там написано: декларация 1956 г., которая была, кстати, ратифицирована и СССР, и Японией. А вы сегодня говорите: хотим четыре острова... зачем тогда ратифицировали? РФ — правопреемница СССР. Мы, разумеется, будем стараться выполнять все международно-правовые обязательства, взятые СССР, как бы ни было тяжело. СССР вернул четыре острова после 2-й Мировой, считая их своими, подписал декларацию и ратифицировал ее. Там есть статья 9, где написано, что условием передачи двух островов является подписание мирного договора, которым будут урегулированы все территориальные споры. Если ратифицировали, почему теперь поднимают этот вопрос?
Как человек юридически образованный, обращаю внимание на формулировки. В декларации не сказано, как передать, когда передать и в чей суверенитет... Только имея такой уровень отношений и дружеский характер этих отношений, Россия и Япония смогут решить сложные проблемы, доставшиеся в наследство.
- Совсем недавно президент Польши Квасьневский сказал, что для США лучше Россия без Украины, чем Россия с Украиной. Прокомментируйте .
В. Путин: Земляки задают правильные вопросы. Я был крайне удивлен, когда увидел интервью. Мы с ним в хороших отношениях, он опытный человек, в России его знают... Для действующего главы государства, уважаемого в мире, и нашего соседа, выступать с комментариями политики другой страны неуместно. Такое впечатление, что это заявление не действующего президента, а человека, который устраивается на работу в связи истечением своих полномочий. Не уверен, что это заявление можно считать корректным.
Мы выстраиваем отношения на постсоветском пространстве деликатным образом. Не пошли по югославскому варианту, сделали все для того, чтобы республики встали на ноги. Развиваем истинное равноправие с уважением к прошлому и будущему стран, с ответственностью за будущее развитие межгосударственных отношений.
Мы не собирались ничего аннексировать. Если читать это высказывание как попытку ограничить возможности России по развитию отношений с соседями, это можно оценить, как стремление изолировать Российскую Федерацию. Не думаю, что в этом смысл политики США. У нас на будущий год намечена встреча с Бушем, я ему этот вопрос задам. Если это действительно так, тогда и позиция по Чечне станет более понятной — там проводится политика раскачивания Федерации. А что касается Квасьневского, то ему и в самой Польше есть чем заняться: у них 20% безработных — у нас 7,4%. Государственный долг в прошлом году им скостили примерно вдвое. О доме надо думать.
- Что делает Россия для строительства многополярного мира?
В. Путин: Мы с удовольствием констатируем, что большинство участников общения придерживаются принципа многополярного мира. Такое понимание есть у подавляющего большинства наших партнеров. Отношения в мире должны быть демократическими и базироваться на основе международного права в противовес попытке Вашингтона выстраивать однополярный мир.
Полный вариант пресс-конференции смотри здесь
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.