За минувшие выходные улицы Беслана и Владикавказа буквально заполонили военные и милиция. Причина тому не только опасения в новых терактах. Теперь перед властями стоит новая задача — недопустить кровавой междоусобицы на Северном Кавказе. Ситуация действительно серьезная. Родственники погибших требуют назвать им все фамилии террористов. И хотя спецслужбы утверждают, что имена бандитов уже известны, придавать их огласке, похоже, не спешат. Причина понятна — еще свежи в памяти осетино-ингушские столкновения начала 90-х.
Жители республики недовольны тем, что ее официальный лидер ничем не проявил себя во время захвата заложников. Террористы, как известно, с самого начала в числе прочих требовали вызвать на переговоры и Дзасохова, однако глава республики воздержался от приезда в Беслан и предпочел общаться с внешним миром через пресс-службу.
Позднее, 4 сентября, Александр Дзасохов все-таки выступил с обращением к гражданам республики. "Я хочу принести извинения всем, в чей дом пришло горе. Я говорю об этом, потому что мы не смогли уберечь наших детей и наших учителей, и наших родителей, — заявил чиновник в телеэфире, добавив, — Скорбь безмерна, но нельзя в такой час быть разобщенными. Противники согласия и те, кто хотел бы видеть нашу страну и народы Кавказа разобщенными, не должны получить в подарок еще и наши распри".
Но словам своего президента, граждане Северной Осетии уже не верят. Сегодня во Владикавказе вновь проходят многотысячные митинги, но теперь уже не против соседей-ингушей, а против руководства республики. Главное требование собравшихся — отставка руководства республики. Как говорят организаторы митинга это только начало массовых акций протеста. Пока еще мирных.
Говорят, правда, что требования отставки Дзасохова — это не единое желание всего народа, а результат "работы" неких провокаторов. По данным МВД Северной Осетии, в Беслане были замечены пожилой мужчина, по виду местный, и женщина средних лет, которые регулярно появляются на встречах жителей с теми или иными чиновниками, выкрикивают резкие обвинения в адрес властей, например "ты убил наших детей", а затем будто растворяются в толпе. Насколько реальны эти провокаторы, сказать сложно. Их видели многие, но никто не сумел поймать. Вполне возможно, в обстановке всеобщего потрясения, людям видятся "фантомы" разжигателей страстей.
Корреспондент "Ъ", присутствовавший на вчерашнем митинге во Владикавказе, слышал, как молодой осетин призывал выгнать всех ингушей. "Тех, которые не уйдут, уничтожить. А потом с евреями надо разобраться. А потом с армянами. С чеченами придется тоже. И отделяться от России. По-другому не получится".
Однако, даже если считать, что жителей Северной Осетии кто-то "настраивает" специально, угроза хаоса и погромов от этого не становится менее серьезной. В воскресенье тысячи жителей республики уже попытались начать погромы ингушских домов в селах Пригородного района. Массовые межэтнические столкновения власть чудом предотвратила. Милиции удалось уговорить мужчин разойтись по домам.
Справка
Одним из первым очагов открытого противостояния на Северном Кавказе стал осетино-ингушский конфликт. Главная причина — давний территориальный спор вокруг Пригородного района Владикавказа, который всегда считался ингушским. В 44-ом Чечено-Ингушскую республику обвинили в пособничестве фашистской германии. Население депортировали, а Пригородный район отдали Северной Осетии. В 57-ом репрессированные народы реабилитировали. Однако эту территорию, ингушам не вернули, правда, в качестве компенсации отдали часть ставропольского края. А когда, после распада СССР Чечня и Ингушетия разделились, ставропольские районы перешли к Чечне.
Вплоть до декабря 92 присутствия в кавказских республиках федеральной власти практически не ощущалось. Этим поспешили воспользоваться некоторые ингушские лидеры. Тем более что в октябре 92 там ожидались первые выборы в местную власть. Параллельно в Северной Осетии создавались незаконные вооруженные формирования — так называемые республиканская гвардия и народное ополчение. 31 октября 92 года вооруженные ингушские отряды двинулись на Пригородный район. В ответ народное ополчение Северной Осетии, поддержанное отрядами из Южной, устроили еще более масштабный погром ингушей. Столкновения продолжались несколько дней, пока не вмешались российские военные.
На современном этапе конфликта обе стороны пытаются исторически обосновать свои права на спорные территории, проводят митинги и т.п..
Основными проблемами современного состояния конфликта: вопросы возвращения ингушского населения в места прежнего проживания в республике Северная Осетия — Алания, их обустройство и статус Пригородного района. Для руководства Северной Осетии приоритетным является сохранение статуса Пригородного района в составе республики. Для Ингушетии — разрешение проблемы вынужденных переселенцев, возвращение их в Пригородный район и Владикавказ, а затем переговоры по статусу Пригородного района. Федеральный центр проводит политику на нахождение компромисса между Осетией и Ингушетией, который затруднен различной интерпретацией сторонами закона "О репрессированных народах", наличием в законодательстве обеих республик норм, ограничивающих возможные компромиссы. После избрания президентом Республики Ингушетия М.Зязикова, определилась тенденция к большому взаимопониманию со стороны руководства обеих республик.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.