Это письмо пришло несколько дней назад. Пишет чеченец. Письмо мы даем без всяких комментариев. Это взгляд на ситуацию – изнутри, глазами чеченца. Который лучше управляется с клавиатурой компьютера, чем с автоматом или гранатометом. Есть и такие, оказывается…
Война, война… Под звук выстрелов до сих пор не произведён глубокий и всесторонний анализ ситуации в Чечении, причин и побудительных мотивов конфликта в республике. Досадно, что аналитики, виртуозно разбирающиеся в сложнейших механизмах жизнеустройства, столь легковесно относятся к Чечении и творимому здесь геноциду. Если называть вещи своими именами, Россия, вернувшись в Чеченскую Республику для пресечения криминального террора, поставила гостеррор на поток, когда похищения людей и бессудные казни — повседневность. Нам непонятно, как можно сегодня спасать Россию и не иметь времени на Чечению, если последняя действительно рассматривается глобалистами как удар в “подбрюшье” России? А относительно невольного участника этого действа, т.е. чеченского народа, его характера, мировосприятия, ценностной шкалы, хотелось бы поделиться своими наблюдениями…
Многие чеченцы испытывают физическую боль, когда видят ошибки власти, или когда власть демонстрирует свою беспомощность . Это унизительное состояние: признаться в слабости или в ошибках власти, которой, как законопослушный гражданин, подчиняешься. Власть страны не должна ставить граждан в такие двусмысленные положения: или в ущерб собственному достоинству оставаться законопослушным человеком, или, сохраняя своё достоинство, отмежеваться от столь неприлично и неразумно действующей власти. То, что чеченцам постоянно приходится выбирать из двух зол, сказывается на самочувствии народа как целостного организма. Скажем, мы все сегодня недовольны отсутствием согласия в обществе, и переживаем за это. Спекулируя на этом, нам пытаются внушить, что разобщённость можно преодолеть в случае принятия тех или иных идей, принципов — хотим мы того или нет. Подобная постановка вопроса — это ультиматум, на языке которого чеченцам трудно разговаривать друг с другом.
Единство чеченского общества никогда не обеспечивалось принуждением к единомыслию. Принципиальное отличие от нынешней ситуации всегда заключалось в том, что никто никому собственных взглядов не навязывал и примат этических требований был незыблем. Сегодня создаются ситуации, когда чеченцы перестают верить в себя, в общество, в свою защищённость от беспредела и чуждых идей. Многовековая борьба чеченцев за идеологические, гуманные ценности, за свою культурную систему сведена чеченскими “псевдопатриотами” к борьбе за независимость от России. Лидеры чеченского народа заразились вирусом вожделения власти. Вчерашним лидерам политическая независимость Чечении, а сегодняшним лидерам возвращение Чечении в лоно России, — стали казаться самодостаточной целью и конечным результатом возрождения чеченцев. Таким образом, жизнь государства потеряла всякую связь с политической культурой и политическими традициями чеченцев и превратилась в явление, чуждое истинным интересам народа. Следовательно, лидеры не только не возродили политическую культуру народа, а напротив — ввергли общество в хаос вседозволенности. Они не смогли восстановить традиционную иерархию национальных ценностей и правильно сформулировать национальные задачи. Чеченское общество оказалось в глубоком кризисе политического развития.
"Вольность — порыв. Свобода — мудрость"
Истинная свобода имеет мало общего с вольностью и вседозволенностью, хотя сегодня многие воспринимают эти слова как синонимы. В этой связи наши предки говорили: "вольность — всего лишь порыв, свобода — всего лишь мудрость". Чеченцы во все времена рассматривали свободу как отсутствие выбора, возникающее тогда, когда человек знает истину и не может поступать вопреки ей. Такое понимание свободы столетиями сформировано в вайнахском обществе определённым общественно-политическим устройством, которое объективно было направлено на то, чтобы истиной владели все граждане. Поэтому чеченцы сумели выстроить такие институты управления, при которых общество в целом не могло не знать истины, и достигли понимания свободы именно в её политическом смысле. Вся система управления строилась на том, что как отдельная личность, так и общество в целом, вынуждались, в силу влияния сложившегося общественного мнения, морально-нравственного климата, в интересах сохранения системы управления и уровня жизни народа поступать строго определённым образом и никак иначе.
Самоуправление против управления
В силу того, что в Чечении на протяжении веков сохранялся институт кровно-родственных общин в качестве правовых субъектов, отличительной чертой общественной системы чеченцев являлось наличие естественных механизмов саморегуляции и самоконтроля. Это позволяло свести до минимума искусственные государственные структуры и решало проблему воспитания свободной и ответственной личности в рамках нравственно-этической патриархальной традиции.
"… При неприемлемости утилитарных или принудительных средств воздействия, здесьимели успех нормативные установки, которые формировали необходимые для функционирования общества ценностные ориентации и нормы поведения. То есть, общественное устройство чеченцев, выполняя нравственно-воспитательную функцию, способствовало реализации важнейших духовных ценностей человека, да и в целом жизненных интересов общества …" (Нанаева Б.Б. канд. ист. наук “Политические традиции чеченского общества как источник политики” Вестник “Лам” № 16. 2003 г.)
Чеченцы принимали разрушительные войны и не менее страшное по своим последствиям противостояние с Россией с целью сохранить своё мировоззрение, своё понимание свободы и порядка. Бескомпромиссность ситуации заключалась в том, что в русско-чеченских отношениях имело место столкновение контрарных (противоположных) правовых идеологий. Вся известная история чеченского народа является доказательством того, что чеченцы, несмотря ни на что, отказываются воспринимать силу в качестве правообразующего фактора. Попытки построить политические взаимоотношения с чеченским народом с позиции "Сила дарует право" заканчивались полным крахом. Чеченцам тяжело подчиниться государственной власти только потому, что она существует вопреки их воле и обладает силой принуждения, так как даже в условиях политической зависимости продолжает действовать правовая идеология, отличная от официальной, существующая без всякой видимой структуры. И сегодня правомерное, естественное желание чеченского народа жить по своим политико-правовым приоритетам, в соответствии с традиционной культурой общественной жизни сталкивается с безразличием федеральной власти и некомпетентностью, оторванностью от народа органов власти республики. Это во многом определяет стихийное развитие событий и создаёт благоприятную почву "внешним силам" для разжигания межнациональной розни и дестабилизации ситуации на Кавказе.
И сегодня, к сожалению, федеральной властью в Чечении востребованы лидеры, руководствующиеся концепцией злонравия. А любые богоугодные инициативы, способные разрешить конфликт без крови, не только не принимаются, но и жестоко пресекаются. В силу чего федеральные власти в очередной раз упускают возможности политического разрешения конфликта, что создаёт благоприятный климат для эскалации напряжения в обществе и дезорганизации политической жизни в республике. Но, несмотря на неотвратимые и болезненные общественные процессы, историческую жестокость судеб народов России — сегодня можно констатировать, что в жизни нашего общества происходят позитивные процессы и прослеживаются прогрессивные изменения в общественном сознании. Думая о завтрашнем дне, предлагая варианты решения накопившихся проблем, мы как раз и хотим сделать так, чтобы надежда появилась если не у всех, то у большинства. Укрепление правовой основы чеченского общества в составе России невозможно без адаптации правового сознания и правовой идеологии чеченцев к российской действительности. Эволюционное развитие национальной государственности субъекта федерации требует заинтересованного отношения к этому процессу федеральной власти и профессионального подхода со стороны высших органов власти субъекта федерации. В Чеченской Республике ни того, ни другого не оказалось. В этом на наш взгляд заключается глубинная причина кризиса, конфликта и, как следствие, террора в Чеченской Республике.
Необходим МЕХКАН КХЕЛ —общественный совет!
Эффективное развитие чеченского общества может обеспечить только совместная деятельность государства и традиционных общественных институтов, способных выразить императивную волю народа. В сложившейся ситуации использование доверия в качестве политико-правовой категории — самый прямой путь к установлению в Чечении верховенства закона и стабильности. Доверие среди чеченцев зарождается в обстановке равенства, когда и граждане, и представители власти одинаково зависят от культурных норм, регламентирующих отношения в общественной жизни. Эти обычные нормы выражают императивные требования общества ко всем субъектам правоотношений без исключения. Время требует политического развития общественных институтов чеченского народа. Решение кризиса политического развития чеченского общества это, по сути, есть решение российско-чеченского конфликта. Этот кризис может быть разрешён посредством формирования общенационального, негосударственного, традиционного представительного органа чеченского народа Мехкан кхел (Общественный совет), призванного достичь национального согласия и консолидировать общество для решения насущных задач. Только Общественный совет, обладающий высокой степенью доверия, может руководствоваться божественной истиной и выразить как народную волю, так и волю групп интересов. Сегодня мы понимаем, что российское и чеченское общества изживают общественные недуги и обречены на совместное выздоровление. Сознаём взаимосвязь и неистребимую корреляцию между нашими народами. Уверены, что совместными усилиями нам удастся заживить раны Чечении и России, которые наши враги хотят видеть кровоточащими.
Игорь Шахмурзаев, Чечня, специально для “ПРАВДЫ.Ру”
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.