Интеллект и интеллигенция

Псковская областная типография выпустила очередную книгу (типография уже издавала "Уткоречь", "Пропаганду") философа Дмитрия Галковского "Магнит". Тексты сборника представляют интеллектуальный поиск ответов, которые Галковский знает и в которых совершенно уверен: русская война и русский мир, о природе русской революции. И таком феномене как "русская интеллигенция".

Галковский также рассматривает проблему вечного русско-еврейского вопроса в контексте книги Солженицына "200 лет вместе", пишет о сборнике статей "Вехи", дает оценку войне в Чечне, и интеллектуально оценивает многое другое в истории и жизни России. Дмитрий Галковский специалист по русской революции и истории масонства ХIХвека. Философ явно сокрушает все стереотипы советской мысли советской интеллигенции, отличается гордыней ума, что есть свойство профессии, и отсутствием авторитетов.

Надо отметить, что такой трудной темой осмысления результатов русской революции и участие в ней интеллигенции, как основной движущей силы, мало кто внятно занимался. По понятной причине: наша общественно-философская мысль (жизнь) крайне бедна и вторична. Галковский постоянно отмечает в своих работах "слабое развитие интеллектуальной культуры" в России, но иного и быть не может в стране, где способ мышления кардинально отличается от западного рацио. Если бы у нас была "интеллектуальная культура", у нас не было бы 1917 года. А так у нас мудрость идет рука об руку с идиотизмом — историческая диалектика.

Поэтому умозаключение автора на тот счет, что в колониальной стране России русские, тем не менее, испытывают постоянное чувство угнетения, мне очень близко и понятно. И это достаточно чувственное замечание. Галковский мне близок мировоззренчески, особенно в неприятии интеллигентского российского духа, поэтому все философские обобщения автора я принимаю. За небольшим исключением: его заверения в духовной гибели и слабости православной религии. Еще не время и не конец, чтобы оценивать то, что по определению человеку, тем более, как признается сам Дмитрий Галковский, нерелигиозному, оценить невозможно. Оценка слабости или силы духа православия не является, с моей точки зрения, ведением философа и удачным философическим опытом.

Кстати, сам Галковский потому и говорил о невозможности русской философии, что она сплошь религиозна. Хотя я позволю себе возразить: философия всегда религиозна. Религиозен Платон, религиозен Бердяев, совершенно религиозна западная философия, проникнутая эгоистическим духом умозрения. Просто у всех философий разная религия. У Запада религия собственного "я". Русская же философия, которая появилась совсем недавно, в ХIХ столетии, не может не замечать Бога. И, конечно, в этом, как и во всем русском, есть некий парадокс, отмеченный Галковским, философия и Бог — понятия мало совместимые.

В тексте "Магнита", в материалах о "Вехах" Галковский ставит точки над i в разделении понятий "интеллект" и "интеллигенция", хотя российскому уму это и так понять не сложно. Для российского ума гораздо страшнее традиционное заблуждение: интеллигенция — совесть нации, народа. Вот это трагическая русская ошибка.

Сборник "Магнит", в котором собраны не только размышления автора по тем или иным проблемам бытия, но и многочисленные интервью, обнаруживает несовременную скрупулезность знания деталей автором, талант архивиста и "головостика", как сам себя называет Дмитрий Галковский.

Дмитрий Галковский — немного литературный персонаж, интеллектуал-одиночка, и я бы более определила его профессию как "современный критик". Критик общества. Такого рода специалистов, которые говорили бы обществу в глаза, что они про него и его дела думают, у нас нет. А наша советская интеллигенция все та же, что и в 1917 году, истеричная, завистливая, ругающая бесконечно правительство, недовольная жизнью. И до той степени косящая глазом на вожделенный Запад, что просто окосела окончательно и бесповоротно в своем либерализме. Только так, сильно ненавидя Россию, и можно сделать революцию.

Поэтому одна из остроумных идей господина Галковского о том, что революция 1917 года для русской интеллигенции есть способ эвакуации из страны, мне очень близка. И далее не трудно продолжить — большевизм - дитя либеральной русской интеллигенции, которое потом пыталось уничтожить "маму", но русская интеллигенция - феномен бессмертный, это гидра, а хотите — феникс. Революционная современная перестройка, вполне возможно, подсознательно тоже была способом эвакуации интеллигенции из России. Так что философию Дмитрия Галковского, чьи опыты представлены в "Магните", я бы определила как политическую.

Предлагаю несколько цитат из сборника Дмитрия Галковского "Магнит".

О русской политике, революции, интеллигенции, евреях, русских, себе самом и т.п.

О "Вехах", претендовавших на манифест самосознания нации: в "понятийном аппарате" сборника лишь весьма интуитивно и противоречиво проводится граница между интеллектуалами и интеллигентами, то есть между производителями идей и их популяризаторами и распространителями.

Констатируя чудовищную глупость русской интеллигенции, "веховцы" попытались убедить ее в этом...

Интеллектуалами в России и были только сами веховцы. С точки зрения "идеологической" веховцы перемудрили, меча бисер перед примитивной интеллигентской толпой.

Цитата Галковского из Изгоева, одного из авторов сборника "Вехи": "Средний массовый интеллигент в России, большей частию, не любит своего дела и не знает его. Он плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и проч.".

С. Булгаков, один из авторов "Вех" писал, что русская государственность есть орудие нейтрализации и подавления азиатского начала, и что само наличие своеобычной "русской интеллигенции" есть одно из последствий татаро-монгольского ига.

Социализм четко прорисовал вероятные мишени ненависти, дав возможность социальной демагогии. Если нельзя было сказать "прогоним белых чиновников, помещиков и капиталистов", то стало возможным сказать "уничтожим чиновников, помещиков и капиталистов вообще". Другое дело, что это удачная формула таила в себе роковое противоречие. Возникал вопрос "что дальше?", так как во втором случае уже нельзя было добавить естественное завершение: " и займем их место".

Социалистическую революцию в России можно считать последней великой европейской революцией...Полуазиатская природа России привела к тому, что русская революция в отличие от классических европейских революций, имела чисто распределительный, социалистический, а не буржуазный характер. В этом и таится ее исключительная сила, намного превосходящая самые разрушительные революции Европы.

Либеральная интеллигенция, которая и заварила кашу в феврале 1917 года, пострадала сравнительно мало. Большая ее часть благополучно эмигрировала....русские либералы оказались наиболее благополучной частью образованного русского слоя. Видимо, их неосознанной метафизической целью изначально являлась эвакуация из России. И они, единственные, получили от революции то, чего на самом деле хотели.

Православие настолько отстало, что атеизм в России был неизбежен... слабое и духовно незрелое православие смело за полвека.

Сила русских проявлена в государстве. Русские по преимуществу народ не религиозный, а государственный.

Русский образованный класс совершил в 1917 году такую страшную ошибку, что, выжившие после февральского эксперимента акушеры русской демократии, последующий период своей жизни прожили в состоянии непрекращающегося идеологического визга. Речь шла уже не об оправдании "перед кем — то", важно было убедить в правильности своих действий самих себя. И не потому, что это было важно для достижения каких — то целей, а просто СТРАШНО БЫЛО. Визг шел на одной высокой и более, чем фальшивой ноте — "царизм виноват". Действия русской интеллигенции были чудовищны.

Величайшее государство мира было разгромлено за ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ. К началу осени 1917 года русское государство было совершенно недееспособно....трудно представить тот уровень мракобесия и невежества, которого достигла русская интеллигенция за несколько десятилетий своего "самобытного" развития.

В русской истории все исторические процессы проходят с максимальной грубостью и примитивностью ...Может быть, Россия- это Мекка для историков, анализируя происходящее здесь, можно проникнуть в глубинные процессы общеевропейского механизма.... Это "пародия", "дрозофила", но здесь все видно, как на ладони.

Простая и надежная схема "Восток — Запад" позволяет легко помещать на нужное расстояние самые запутанные и парадоксальные явления современной политической и духовной жизни Эрэф. Здесь следует заметить, что вообще русская история, кажется, придумана для издевательства над социологами и политологами.

Советский коллективизм расползается на глазах, точно так же, как в начале века расползалась нежизненная культура русского индивидуализма. В сущности, остановить этот процесс "усталости металла" почти невозможно. Вместо Латинской Америки, Россию, скорее всего, ожидает жесткая европеизация...окончательный раскол территории СССР, гражданская война с превалированием этнических и религиозных мотивов.

Основная проблема русской истории — это проблема сохранения и развития западного индивидуализма в условиях полуазиатского мира.

Быть может, тяга к церкви, к религии и религиозной философии у русских мыслителей — это лишь траур по своей несостоявшейся личности. Несчастье и горе заставляют вспомнить человека о Боге, бояться Его, просить у Него помощи и защиты.

Быть может, только повтор молитвы истинен и вечен. И это единственный путь сохранения достоинства в русском мире, единственный истинный путь.

Идеологический сбой книги Солженицына в том, что еврейская история — история не-русская, да и вообще не история (восточные народы вне истории), поэтому сверхзадача автора заведомо невыполнима.

Тогда в России жили "русские" и "евреи", два народа. Очень разные и по культуре, и по историческим традициям, и просто по отношению друг к другу. Сейчас живут "советские" и "евреи". А кто такие "советские"? Это новая народность латиноамериканского типа, смесь русских крестьян с евреями. Какой же тут антагонизм. Это же просто родственники. Ну, а милые бранятся, только тешатся.

Возьмите человека типичной "советской национальности" - Жириновского. Кто это? Еврей? Конечно, нет. Русский? — тем более нет. Это "советский человек". Со своей психологией и своим менталитетом. Если убрать карикатурность, таких "жириновских" в Российской Федерации - 100 миллионов. Поэтому до сих пор это единственный харизматический политик. Он "свой", "народный".

Человечество привыкло жить в гипертрофированном государственном мире. Люди забыли, что современные атрибуты государства окончательно сформировались только сто пятьдесят лет назад, а сама форма государственной жизни стала превалировать лишь на двести лет раньше. В силу объективных причин, государства на наших глаза начинают "секуляризовываться" подобно церкви. Через сто лет Англия, Франция, Китай, Россия не то, чтобы исчезнут, а усохнут в ватиканы, имеющие значение скорей декоративное. Сейчас становится ясно, что и развал будет вызван причинами не механическими, вроде атомной войны, а "изменится состав атмосферы". Все будет проходить плавно. Но безнадежно.

Великая Русская Армия главный оплот культуры и цивилизации в России. Разрушилась армия — исчезла культура. Империя заросла бурьяном, жизнь началась с нуля, пошла утробно методом проб и ошибок. Меньше, чем за столетие, русские перековеркали все, превратились во второстепенный народ. Глубины падения лучше всего видны при сопоставлении Русской Армии и армии советской.

Максим Горький был глупым, но очень хитрым человеком, всю жизнь работавшем под дурачка и никогда ничего не делавшим просто так.

В сверхвысшее общество Горький вошел со своей многочисленной родней. Жена и сын Горького просто работали в чека. А внучка (злые языки утверждали, что дочь) вышла замуж за сына Берии. В той или иной степени с КГБ было связано все семейство Пешковых. ...В последние годы своей жизни Горький интенсивно трудился. То есть вкусно ел. Сытно спал. Проходил курс лечения. Беседовал с приживалами. Ковырялся в носу.

Возражение критику А. Латыниной: Я говорил правду. И все это чувствовал. И сейчас я говорю правду — и ничего с этим Вы не поделаете. Я хороший человек. По крайней мере, достаточно хороший, чтобы иметь право на моральную проповедь.

Из интервью:

В европейской традиции русские всегда считались народом варварским, злым. Народом, с которым "лучше не связываться".

Положение в отечественном Интернете ("рунете") меня сильно разочаровывает. Как — то все убого и грубо: ругань, пропаганда, неинтересная коммерция. Все это похоже на изготовление зажигалок на Путиловском заводе в 1918 году.

У Интернета ни достоинств, ни недостатков нет. Это вещь. То и другое проявляется при взаимодействии людей. Интернет — это переплетение монологов. Люди друг друга не слышат.

Русский народ черствый. Или, скажем так, отзывчивый, но холодный. Добродушные, но злые. Может быть, поэтому у них хорошо получается сочувствие. "Вместе поплакать".

Фрейд слишком недооценил разумность человека. Если во сне человек видит нож, и это фаллический символ, то ведь здесь проявляется мощь разума. Вот если бы происходило обратное замещение, и вместо ножа человек резал хлеб членом. А так разум настолько силен, что даже во сне подавляет и цензурирует бессознательное.

Мечта Галковского очень простая. Я хочу писать книги. И чтобы люди эти книги читали и говорили: Дмитрий Евгеньевич, да вы — волшебник.

Я по натуре философ, то есть созерцатель. Философ никогда не бывает бунтарем. Я не пью, не курю. Даже близких мне людей называю на вы. Ни разу во взрослой жизни не то что драться, а не кричал ни на кого.

Я по натуре трагический рационалист.

Я обратился в несколько московских и петербургских издательств. Предлагал самые разные тексты: художественные, философские, публицистические. Предлагал даже сказки для детей. Никто не согласился. Издателями в Пскове я доволен.

Наташа Богомолова.

P.S. Надо признаться, что читать трагического рационалиста Галковского — акт чисто русского мазохизма.

p. p. s. Несколько смущает наличие опечаток — ошибок в интересной книге.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить