Россия нуждается в новой патриотической идее
Мне давно хотелось поговорить на тему социального мифотворчества (национальной идеи — если хотите; государственной идеологии — если угодно), но никак не находился подходящий информационный повод, на котором настаивала редакция. И вот он (этот самый информационный повод) случился.
17 мая 1909 года, 95 лет назад эпатажный антрепренер Сергей Дягилев, годом ранее заявивший о себе организацией в Париже оперных спектаклей, создал балетную труппу из лучших танцоров Мариинского и Большого театров, пригласив ведущим танцовщиком 19-летнего Вацлава Нижинского. Выбор солиста оказался исключительно удачным.
Ставшие регулярными выступления Дягилевской труппы были названы им самим "Русскими сезонами". Без преувеличения, один сезон был краше другого. Труппу окружали ореол славы и обязательно сопутствующие успеху скандалы, сплетни и мифы. Разговоры о русской балетной школе стали модной темой интеллектуального бомонда и продолжались все время ее существования вплоть до самой смерти Сергея Дягилева в 1929 году.
Но мода эта была исключительно европейской. Россия в это время была занята индустриализацией и планом ГОЭЛРО. Об этих сезонах вспомнят позже, после успешного восстановления разрушенного войной хозяйства. На заре соревнования двух систем вторым секретарям по идеологии пришлось срочно строчить инструкции и директивы о преимуществах советского строя. Одна из них разрешила вспомнить о достижениях "невозвращенца" Дягилева, который вообще-то в Советской России не жил ни одного дня. Именно эта часть истории русской эмиграции за границей будет широко известна. Советская система воспользуется, говоря современным языком, раскрученным брэндом. В качестве важного достижения советского строя мы станем демонстрировать лучшее в мире советское хореографическое искусство.
Это называлось особой гордостью советского человека, помните про главный аргумент в споре с идеологическими противниками: "еще мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей". Первыми полетели в космос, подчинили себе водную стихию сибирской реки, наша хореография была лучшей в мире, мы их "делали" на хоккейных матчах.
Любой мальчишка из самой далекой глубинки точно знал, что он родился в самой лучшей стране, что этой страной следует восхищаться, беречь, а если надо, то и защищать. Называйте это советской идеологией, если вам так нравится. Мне больше нравится — "социальный миф" - то на чем держится любая государственность в любой стране мира. Наш социальный миф в те годы основывался на результате.
Американская идея строится на движении к результат, и она оказалась несколько долговечнее нашего того советского социального мифа. У французов, к примеру, это — вино, шампанское, коньяк, Великая революция (если упрощенно).
Полный идеологизированный боекомплект из революций, водки, медведей, матрешек и Пушкина был и у нас. Проблема в том, что был. Был, а теперь нет. Старый социальный миф и прежнюю гордость членов общности советских людей изъяли одновременно с советскими паспортами, а взамен ничего не дали. Были некие государственные программы по поиску национальной идеи, редкие теоретические дискуссии в полузакрытых академических заведениях, но гордости за свою обновленную родину ни у кого не прибавилось.
Мне думается, что социальное мифотворчество — это то, что должно быть главной, приоритетной, если не единственной задачей деятельности президентской администрации. Господа, я мечтаю о том, чтобы рядом со мной жили люди, который гордятся своей страной так же, как горжусь ей я. Если Вы не в состоянии запустить новый социальный миф, за который народ пойдет и в огонь, и в воду, то срочно пригласите тех, кто это за вас сделает. Это — первоочередная задача для укрепления государственности. И делать это надо быстро и по-новому.
Проблема в том, что в послеперестроечной России с возрождением полузабытых патриотических идей (а потребность в патриотизме у людей есть всегда) некие деятели пытаются эксплуатировать идеи ушедшего политического режима, создавая тем самым основу для возврата туда, куда мало кто уже хочет возвращаться и что будет заведомо являться регрессом для России. Сегодня находятся те, кто пытается получить материальные дивиденды на эксплуатации устаревших советских мифологем в новых условиях хозяйствования. И среди прочего в первых рядах это опять "балет" и "Енисей".
В начале апреля этого года в Кремлевском Дворце съездов давали "Русские сезоны". Шумные балеты прошлого века "Шахерезада", "Петрушка", "Жар-птица" на музыку Стравинского и Римского-Корсакова, возобновленные Андрисом Лиепой (режиссер Михаил Фокин), давал театр Teatro dell`Opera di Roma (Италия). На занавесе было парчой вышито: "Русские сезоны". Я купился на историческую память. Потом жалел. Хороши были только костюмы, их всегда в Италии умели шить. Все остальное было плохо, включая кассовые сборы. Лиепа не Дягилев. А Богучанская ГРЭС не народная стройка. И те скандалы, которые сопровождают строительство новой гидростанции в Красноярском крае, очень не похожи на оптимистичный призыв народного комиссара: "Поднатужимся! Стране нужен свет". Делатели "бабок" на советских мифах лучшего в мире балета и перекрытия Енисея, на примере проекта "Русские сезоны а-ля 21 века" и перекладывания ответственности за запуск новой электрической станции, демонстрируют свое полное интеллектуальное банкротство.
Стране, господа, сегодня нужна гордость народа за свою родину. Стране нужен принципиально новый социальный миф!
С.Деменский,
Политолог,
Специально для "ПРАВДЫ.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.