Но на местах не реагируют
Верх древа власти, наконец-то, утрясен и согласован. Все лишние сучки обрублены. Садовник славно потрудился своими безжалостными ножницами, обкорнав вертикаль до неузнаваемости. Правда, у публики это особенного восторга не вызвало — "низы" как всегда безучастно восприняли пертурбации в Кремле, а "высоколобые" полуинтеллигенты, теснящиеся в политтусовке и в редакциях, поспешили объявить, что реформа, де, одна имитация, и ничего, на самом деле, не изменилось.
Конечно, это не так. Предпринимаемая Путиным реформа исполнительной власти (оговоримся, - ее федеральной составляющей) — событие не менее революционное, чем принятие новой Конституции в 1993 году. Впервые власть предпринимает попытку организовать самое себя на каких-то разумных, технологических, относительно внятных принципах, а, не исходя из сиюминутной конъюнктуры.
Большое видится на расстоянии, посему дать объективную оценку затеянному переустройству власти возможно лишь спустя несколько лет. Однако это не означает, что сегодня реформу нужно обязательно встречать в штыки, или посмеиваться через губу, подобно многим "вчерашним", которые сами ничего не смогли при Ельцине добиться, а теперь снисходительно критикуют.
Вчерашний указ Путина о новой структуре своей администрации завершает переоформление верха властной пирамиды. Как и в случае с правительством ключевым стало резкое сокращение числа заместителей. Институт бесчисленных замов был до последнего времени самым вопиющим наследием советского времени. Но если в тех условиях, когда власть отвечала непосредственно практически за все, это было оправданным, то в нынешней ситуации подобная структура неизбежно влекла за собой распыление ответственности, ухудшала прозрачность процесса управления, лишала аппарат возможности гибкого реагирования. Главное даже не в практических результатах, а в психологическом факторе — стране дают понять, что вполне можно обходиться одним, много — двумя замами. Услышит ли страна?
Увы, на нынешний момент призыв Путина остается гласом вопиющего в пустыне. Ни из одного региона, ни из одного муниципалитета нет весточки о том, что хоть кто-то услышал и принял новые веяния. Ничто в России не сдвинется, пока на местах не подхватят призыв сверху. Возьмите любую область, любой город. У каждого губернатора, у каждого мэра обязательно несколько заместителей. А кто такой заместитель по большому счету? Человек, который формально не за что не отвечает. Конкретную ответственность несут руководители структурных подразделений. Правом распоряжения финансами или имуществом, помимо губернатора, наделены лишь его первый зам, начальник финуправления, и председатель комитета по управлению имуществом. А многочисленные заместители могут лишь ходатайствовать, согласовывать и т.д. В Америке даже у губернатора пятидесятимиллионной Калифорнии один-единственный зам. И ничего, американцы справляются. А нас в любой нищей области минимум пять замов. Вот где бескрайний простор для сокращений!
Короче говоря, сказав "а", федеральная власть должна сказать и "б". Президент Путин мог бы издать указ, в котором рекомендовал бы местным руководителям не иметь в штате свыше одного заместителя. Пусть тот же Ресин будет начальником управления строительства, Росляк — экономического и так далее.
Что же касается перестановок внутри президентской администрации, они более выпукло выявили действительный вес и значение чиновников, о котором ранее можно было только догадываться по слухам. Подтвердилась значительная роль Игоря Сечина. Формальный статус Владислава Суркова теперь выше чем у Александра Абрамова или Виктора Иванова. Слияние управления внутренней политики и территориального управления свидетельствует, скорее, не о том, что АП перестанет вмешиваться во внутриполитическую жизнь регионов, а о желании несколько замаскировать это вмешательство. Исчезновение экономического управления также объяснимо — в условиях, когда правительство целиком и полностью перешло под контроль надежных кремлевских кадров во главе с Дмитрием Козаком , за него можно перестать волноваться, по крайней мере, избавить от мелочной опеки.
И, последнее, о полпредах. Ожидаемой ротации кадров не произошло. От Москвы до Хабаровска остались те же представители, что и четыре года назад. Значит впереди у них еще много ответственных поручений, значит не все на местах еще гладко. Значит, вертикаль власти еще нуждается в подпорках.
Александр Костерев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.