"ПРАВДА.Ру" продолжает знакомить читателей с предвыборной ситуацией в регионах
Одна из главных проблем, над решением которой бьются политтехнологи Кремля, явка избирателей. Когда исход выборов предрешен, то интерес к ним снижается. Тем более что явка на думских выборах в декабре прошлого года была существенно ниже, чем четыре года назад. Общее снижение интереса к политике проявляется и в регионах.
По данным Центральной избирательной комиссии, явка избирателей на президентских выборах в марте 2004 года может быть на уровне 60%. Это существенно меньше, чем на выборах 2000 года. В Центризбиркоме такую ситуацию связывают с тем, что впервые в кампании участвуют не первые лица партий, а это существенно меняет динамику. Однако проблема явки не носит драматического характера, хотя и находится в центре внимания Кремля. Там, где даст сбой унаследованная еще с советских времен привычка ходить на выборы, сработает административный ресурс и массированная пиар-компания по повышению явки (смотри статью "Не проголосуете — отключим воду, свет и газ" ).
Региональные лидеры, больше всего озабоченные собственной карьерой, в целях обеспечения явки подкупают избирателей и угрожают им. Некоторые попытки относительно невинны. В Москве радиостанция "Динамит FM" предлагает бесплатные билеты на ежегодный рок-концерт 29 марта избирателям в возрасте от 18 до 35 лет.
Мурат Ахеджак, заместитель губернатора Краснодарского края, сказал, что им приказано обеспечить "как минимум 66%, иначе — расстрел", сообщает газета "Известия". Губернатору Нижнего Новгорода, по сообщениям местной прессы, велено отчитаться как минимум за 70-процентную явку. В Калининграде власти планируют продавать у избирательных кабин продукты с 10-процентной скидкой.
Еще дальше пошли омские власти, 14 марта более 2 тыс. торговых точек будут продавать продукцию по сниженным на 20% ценам. Особое внимание в день выборов президента также будет уделено уличной торговле — помимо товаров народного потребления омичи смогут приобрести все необходимое для своих дачных участков.
Покупками и дегустацией еды дело не ограничится. Детские художественные коллективы и хореографические ансамбли выступят перед омичами. В настоящее время решается вопрос о предоставлении омичам бесплатного проезда в маршрутных такси. Некоторые перевозчики выступили с инициативой о предоставлении бесплатного проезда. Однако в мэрии надеются, что принципиальное согласие на бесплатную перевозку дадут владельцы всех работающих в Омске "ГАЗелей" (в Омске работают более 1, 8 тыс. частных маршрутных такси- прим. ИА REGNUM). Предоставление омичам бесплатного проезда в день выборов на муниципальном общественном транспорте обойдется департаменту транспорта Омска в 600 тыс. руб.
Нижневартовские коммерсанты завлекают горожан на выборы курицей-несушкой.
Нижневартовские предприниматели озаботились повышенной явкой избирателей на выборы президента России 14 марта. Коммерсанты выступили с инициативой проведения крупномасштабного розыгрыша призов. Хотя в Нижневартовске всегда охотно шли голосовать за будущего главу государства, нынешняя планка в 50% заставляет более ответственно подходить к кампании, и почин бизнесменов был поддержан местными властями.
По словам председателя специально созданного оргкомитета Дмитрия Каимова, желание участвовать в акции выразили уже более 100 предпринимателей. Планируется, что будет выдано около 500 призов. Среди подарков — продуктовые наборы, бытовая техника, приглашения на ужин в ресторан, салон красоты, драгоценности и автомобиль. Марка машины пока окончательно не определена, но, скорее всего, предпочтение будет отдано ВАЗ-2109. Автомобиль установят на специальную агитационную платформу, которая в последние перед выборами дни будет курсировать по улицам города. Оригинальный приз предложила "Нижневартовская птицефабрика": несколько куриц-несушек станут элементом неожиданности. Розыгрыш пройдет 21 марта, сообщает УралПолит.Ru. Его будет транслировать одна из местных телекомпаний. В розыгрыше будут участвовать порядковые номера в избирательных списках. Если приз выпадет на номер избирателя, который не принял участия в голосовании, то его передадут следующему по списку.
Британская газета The Times объясняет (интересно кому), каким способом в России могут добиться таких показателей. По данным издания, когда московская бизнес-вумен по имени Татьяна позвонила в районный совет, чтобы узнать, дана ли ей лицензия на новый ресторан, к ней обратились со странной просьбой. Лицензия не проблема, сказал чиновник, но все очень заняты приближающимися президентскими выборами. Мэр Юрий Лужков хочет обеспечить высокую явку, чтобы выборы считались состоявшимися, отмечает The Times. Может ли она привести на избирательные участки своего района 50 человек? Татьяна, которая попросила не называть ее настоящее имя, сказала: "Я не могла поверить своим ушам. Это как-то уж совсем по-советски".
В случае с Татьяной местные чиновники просто пытались "украсть" избирателей в других округах, чтобы выполнить плановое задание. Ей пришлось попросить своих родственников и сотрудников взять открепительные талоны и в воскресенье проголосовать в том районе, где она хочет открыть ресторан. Ей сказали, что лицензию она получит после того, как принесет в районный совет список из 50 имен. Татьяна комментирует: "Все очень просто, ты мне — я тебе. Удивило меня то, что обычно они требуют деньги, а не голоса избирателей. По-моему, это знамение времени".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.