Президент Северной Осетии Александр Дзасохов сообщил журналистам, что террористы выдвинули в качестве требования независимость Чечни. Он также сказал, что по его подсчетам, в заложниках в Беслане (см. с места событий) могут находиться более 500 человек, сообщает Reuters. Напомним, изначально они выдвинули требование освободить боевиков, содержащихся в следственных изоляторах республики, которые принимали участие в нападении в ночь на 22 июня на Ингушетию, во время которого погибло более 90 человек.
Терроризм — это, как правило, отчаянные акции тех, кто слабее своего противника, кто не в силах противостоять в открытом бою. Террористы сознательно запугивают мирное население, используя все более изощренные средства. Но чеченский сепаратистский терроризм имеет при этом ряд особенностей, в основе которых лежат черты национального характера, исторические традиции, реально имеющиеся в данный момент способы " асимметричного ответа " на действия федеральных структур и т.д. Для чеченских террористов характерны высокая степень организованности, дерзость и жестокость при выполнении намеченных акций. Вместе с тем, если им оставляли лазейку, они чаще предпочитали спастись, а не стать смертниками. Кроме того, их лидеры редко просчитывали возможные варианты развития событий далеко вперед. Их поведение было скорее ситуационным: хорошо спланированное неожиданное нападение, а затем — попытки что-то выторговать и "выпутаться". Похоже, что и сейчас события могут развиваться в таком направлении. Во всяком случае, это явно не "11 сентября", когда смертники действовали жестко, эффектно и стремительно, не делая никаких томительных пауз. В действиях террористов нет хорошо продуманной стратегии, нет динамики.
Необходимо отметить, что предъявленные террористами требования заведомо невыполнимы. Поэтому единственный эффект, которого они могли бы добиться — привлечь внимание всего мира к своей отчаянной акции. Захваты Буденновска и Кизляра показали практически полное бессилие властей перед террористами, о которых тогда, кстати, узнал весь мир. Без сомнения, слава является одним из важных стимулов для террористов. Захватывая заложников, они не столько надеются на то, что их требования будут выполнены, сколько рассчитывают на "помощь" журналистов.
Подобные теракты привлекают всеобщее внимание к тем, кто их устраивает. Кроме того, полевые командиры, которым удается подобный рейд, поднимаются в террористической иерархии сразу на несколько позиций, что, без сомнения, приносит им, кроме славы, немалую материальную прибыль. Отметим, что чеченские боевики ни разу не предъявляли требований, которые можно было бы выполнить — они всегда настаивали на выводе войск из Чечни или проведении референдума в республике, понимая, что российское правительство на такие шаги не пойдет и дело кончится штурмом или почетной поездкой на автобусах, как это было в Буденновске или Кизляре.
Если они теперь предпримут жестокие расправы над заложниками, это сразу же резко повернет мировое общественное мнение не в их пользу. Впрочем, оно уже и так не на их стороне. На Дубровке все было по-другому, сдержанное осуждение "повстанцев" (именно так их именовали западные СМИ). Доктор Рошаль (он ведет переговоры с террористами) в интервью ИТАР-ТАСС заявил, что не может припомнить такого резонанса в мире, когда мусульманские и христианские страны едины в своем осуждение террористов.
В распространенном в ООН заявлении генерального секретаря Организации Исламская конференция Абдельвахида Бельказиза, нападение на школу в Беслане квалифицируется как преступление, которое противно принципам ислама и может навредить дружественным отношениям между государствами-членами ОИК и Россией. Председатель Духовного управления мусульман Татарстана Гусман Исхаков назвал нападение на детей мерзким преступлением, которое заслуживает кары Аллаха. Генеральный директор центра по изучению политико-экономических проблем Ближнего Востока в Дубае доктор Мустафа Халаф заявил, что люди, совершившие позорный и подлый акт захвата детей не имеют никакого отношения к исламу, если они мусульмане, да и вообще к человечеству. МИД Саудовской Аравии призвал к немедленному освобождению заложников. В его заявлении подчеркивается, что подобные действия нарушают все человеческие принципы.
Надо выиграть время
О том, что штурма в Беслане не будет, представители спецслужб официально заявили в четверг днем — на следующий день после захвата заложников. Однако избежать силовой операции, если террористы не пойдут на уступки, тоже вряд ли удастся. Если переговоры с террористами ни к чему не приведут и если они не согласятся воспользоваться предложенным им коридором до Ингушетии или Чечни, то у спецслужб просто не останется другого выбора. Время сейчас работает против террористов, которые в результате нервного напряжения могут потерять бдительность. Однако итогом переговоров может стать и мирное освобождение заложников — такие примеры в истории тоже были. Тем более что в Беслане террористы уже выпустили на волю несколько десятков женщин и детей.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.