Историк КПСС снова пытается просочиться

Мэр Москвы Юрий Лужков настойчиво продвигает во всех столичных округах «своих» кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ. В принципе в этом нет ничего предосудительного, однако для большинства «его» кандидатов характерно то, что их совершенно не знают не только избиратели, но даже экспертное сообщество. Насколько их знает сам Лужков, остаётся вопросом. Факт то, что столичному мэру не раз уже доводилось жалеть о своём выборе попутчиков.
Вся предвыборная агитация со стороны этих кандидатов сводится только к извещению избирателей о том, что они «члены команды Лужкова». Фактически мэр Москвы уподобляется римскому императору Каллигуле, который, по слухам, хотел ввести в сенат своего любимого коня. Хотел ввести, но, следует подчеркнуть, вопреки расхожему ныне заблуждению, замысел свой не осуществил.
Об одном из таких «подкепочных» кандидатов – Константине Затулине, баллотирующемся в 197 Орехово-Борисовском округе, беседуют обозреватель АПН Лев Сигал и социолог Владимир Прибыловский. Эта беседа ни в коем случае не является формой превыборной агитации. Изложенные в ней факты и мнения всего лишь позволят избирателям самостоятельно сделать осознанный выбор 7 декабря.
- Когда в 1981 – 1986 годах я был студентом исторического факультета МГУ, Затулин был уже аспирантом кафедры истории КПСС. Разумеется, ни у кого бы не повернулся язык назвать «политбойцов» с этой кафедры историками: курица – не птица. Костя Затулин принадлежал тогда к числу освобождённых комсомольских вожаков. Он был секретарём по идеологии факультетского комитета ВЛКСМ, руководителем оперотряда, потом инструктором ЦК ВЛКСМ. Конечно, мы, юные интели с диссидентским душком, люто ненавидели номенклатуру, особенно её идеологических работников, как классового врага. Но при этом у каждого в этой номенклатуре была своя репутация. Например, о нашем осторожном парторге Вячеславе Никонове (ныне известном политологе) никто не мог сказать ничего: ни хорошего, ни дурного. Комсомольского секретаря по оргработе Мишу Кожокина (до недавнего времени главного редактора «Известий») практически любили и считали «своим парнем», случайно попавшим в номенклатуру. А вот у Кости Затулина была самая отвратительная репутация. Считалось, что за каждым персональным делом идеологически нестойкого студента, грозившим отчислением с «волчьим билетом», стоит лично он. Ты, Володя, как истфаковец старшего поколения можешь сказать, откуда у него возникла такая репутация?
- Да, я последних два года учёбы был однокурсником Кости и попробую ответить на твой вопрос. С самого начала его невзлюбили на курсе за то, что он был «блатной». Все началось «на картошке». Группа студентов второго курса мирно отдыхала от трудов праведных. К компании приблизился студент-новобранец, недавно переведенный с заочного отделения, - Костя Затулин. При этом в армии он не служил, хотя существовало правило, что с заочного переводят на дневное только тех, кто отдал Родине долг.
- Откуда ты у нас взялся? - не слишком дружелюбно спросил Костю кто-то, прикрывая газетой бутылку.
- Из Сочи, - обтекаемо ответил Затулин.
- ПроСОЧИлся, значит, - сказал Володя Кара-Мурза (ныне - известный тележурналист, отец кандидата в депутаты от СПС).
Все засмеялись, а Затулин, как впоследствии выяснилось, затаил обиду. Вскоре стало известно, что отец Затулина - крупная шишка в городе Сочи, работает директором управления городских пляжей. Свою должность в курортном городе полковник Федор Затулин получил за 35-летнюю беспорочную службу в рядах НКВД-КГБ. И в студенческом личном деле Затулина-младшего лежало ходатайство о переводе с заочного отделения на дневное, подписанное заместителем председателя КГБ.
Студент Затулин подвизался по линии оперативного комсомольского отряда и вскоре прослыл «стукачём». В частности, на еврейскую Пасху Костя ходил к синагоге и записывал замеченных там студентов истфака. Однажды, например, застукал у синагоги свою однокурсницу Тамару Эйдельман, дочку писателя Натана Эйдельмана. Или был другой эпизод. Его соседа по комнате в общежитии вызвал факультетский куратор от КГБ и «профилактировал» по поводу антисоветских анекдотов, а также «фарцовки». Между тем, о том, что в минуту жизни трудную этот парень загнал свои джинсы, знал только Затулин. Вот так и сложилась эта репутация.
Позже Затулин стал комсомольским функционером и уже сам принимал донесения «стукачей». Некоторые из них, кстати, в 1990 году были извлечены из сейфа и опубликованы в МК. Одним из самых серьёзных «политических» скандалов в пору студенческой юности кандидата было дело о надругательстве над портретом Брежнева. Затулин это дело с усердием расследовал как идеологическую диверсию, в которой он обвинил группу студентов, включая того же Кара-Мурзу. Ребята чуть было не вылетели из университета, да Никонов эту историю замял. Двоих, правда, позже отчислили всё равно – за пение Окуджавы и Галича.
- Когда в 1987 году я вдруг увидел Затулина, человека с такой однозначной репутацией, на заседании дискуссионного клуба «Перестройка», я вначале не поверил своим глазам. А потом сообразил, что на клубе появляются не только всякие вольнодумцы, но и надзирающие за ними кураторы от ВЛКСМ, КПСС и КГБ. Но вот когда в начале 1990 года стало известно, что Затулин баллотируется в Моссовет по списку «Демократической России», куда его внёс Гавриил Попов, это стало уже чем-то ошеломляющим.
- Это тогда многих шокировало в той же «Демроссии». Появилась публикация в МК, о которой я уже говорил, и листовки «Родина должна знать своих стукачей» с цитатами из этого материала. Словом, в Моссовет Затулин не прошёл из-за низкой явки избирателей. Вторая аналогичная попытка оказалась ещё менее удачной.
- И с тех пор Затулин постоянно кочевал из партии в партию. В свои 45 лет успел побывать и идеологическим работником ВЛКСМ, и комсомольским бизнесменом, и «демократом», и «патриотом». Теперь вот «центрист».
- Да, у него богатая и очень извилистая политическая биография: у меня все ходы записаны. В 1993 году Затулин пытался войти в блок «Явлинский – Болдырев – Лукин», но там его сочли сомнительной фигурой. Однако два года он в Думе всё-таки поработал, попав туда по списку партии ПРЕС Сергея Шахрая (немногие, наверное, сейчас помнят этого политика, ныне средней руки клерка в Счётной палате, и его партию). При этом выборы по мажоритарному округу в родном городе Сочи Затулин проиграл.
После того, как стало известно о некоторой нечистоплотности Затулина как бизнесмена, Шахрай поспешил от него избавиться. И наш герой ненадолго примкнул к ДПР Николая Травкина. В 1995 году Затулин в очередной раз сменил политическую ориентацию в соответствии с новыми веяниями политической моды: он «запатриотел» и примкнул к Конгрессу русских общин Дмитрия Рогозина.
В Думу следующего созыва он уже баллотировался как представитель КРО Скокова – Лебедя – Глазьева. Потерпел неудачу. В 1998 году увел у экс-вице-президента Александра Руцкого движение «Держава» и вошёл вместе с «Державой» в НПСР Геннадия Зюганова. Наконец, вместе с «Державой» без особого шума покинул НПСР и вошёл в «Отечество» Лужкова. Так что теперь он центрист. Можно сказать, прошёл полный круг от КПСС до «Единой России», своевременно побывав в «Демроссии», НПСР Зюганова и т. д. Параллельно занимался кое-какими финансовыми аферами, о которых можно было бы написать целую книгу. Крупным капиталистом не стал, но квартирой в Испании обзавёлся.
- Как мы видим, Затулин уже в пятый раз выставляет свою кандидатуру в том или ином одномандатном округе. И все четыре предыдущих раза он проигрывал. Как ты думаешь, улыбнётся ли ему на сей раз удача?
- Это будет зависеть от того, насколько серьёзно граждане отнесутся к своему выбору 7 декабря.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить