Война в Чечне, нестабильность в Центральной Азии и на Кавказе, исламский экстремизм и международный терроризм - вот главные угрозы для безопасности России. Но это угрозы сегодняшнего дня, лет через 10-15 они наверняка отойдут на второй план, обнажив главную геополитическую проблему России в XXI веке - будущее Сибири и Дальнего Востока.
Неравномерность распределения населения по территории страны и недонаселенность ее окраинных территорий, богатых природными ресурсами, провоцирует притязания на российские земли соседних государств. Даже среднероссийская плотность населения (8,5 человек на кв. км) является одной из самых низких в мире. Еще меньшая только в трех странах: Канаде, Австралии и Монголии. По данным Госкомстата плотность населения в европейской части России составляет от 40 до 60 человек на кв. км, а в азиатской части, где сосредоточены основные природные ресурсы, плотность еще меньше. В Западно-Сибирском районе она составляет 6,2, Восточно-Сибирском – 2,2, Дальневосточном – 1,2 жителя на 1 кв. км (в том числе в республике Саха (Якутия) – 0,3 человек, в Чукотском автономном округе – 0,1 человек, в Камчатской области – 0,8 человек на кв. км). Положение усугубляется непрекращающимся миграционным оттоком населения из этих регионов в центральную часть страны.
Естественно, что эти районы испытывают огромное демографическое давление со стороны соседних азиатских государств с несравненно более высокой плотностью населения (в Китае – 131 человек, в Японии – 336 человек на кв. км.). Уже сегодня наблюдается активное проникновение китайцев на территорию российского Дальнего Востока, их натурализация при помощи браков; приобретение в собственность земли, мелких предприятий, мастерских.
«Желтая опасность»
Политика России в отношении китайского присутствия в целом была конъюнктурной и менялась от лояльной до нетерпимой в зависимости от общей политической ситуации и заинтересованности в дешевой рабочей силе. Соответственно менялась и численность китайцев в России. На начальном этапе освоения региона, во второй половине XIX века, Россия проявляла явную заинтересованность в привлечении китайцев на свои земли. Им разрешалось селиться в Приморье и по Амуру, они могли получить землю во владение и даже освобождались от налогов на 20 лет. С середины 70-х гг. XIX века появились первые китайские рабочие - строители, портовые рабочие, прислуга. По переписи 1897 г. в России проживало 57 тыс. китайцев, в том числе на Дальнем Востоке 41 тыс. В 1910 г. их было зарегистрировано уже 115 тыс., реальная же численность оценивалась примерно в 150 тыс. человек. К этому времени столыпинские переселенцы уже водворились на Дальнем Востоке, и численность русских стала преобладающей, а китайцы составляли 10-12%
России необходимы иностранные рабочие руки
Любой вариант развития восточных регионов потребует притока рабочей силы. Возможности для привлечения новых работников из других частей России, как показывает практика последнего десятилетия, крайне ограничены. Надежда на привлечение русских переселенцев из стран бывшего СССР и других граждан стран СНГ призрачна. Вопрос не в том, привлекать рабочую силу из азиатских стран или нет, а в том, как это делать.
Недавняя либерализация иммиграционного законодательства РФ - факт позитивный. Требуется, однако, большее. Нужна политика по привлечению рабочей силы из соседних стран - Китая, Кореи, Вьетнама, Индии и других - в определенном количестве и на известных условиях. В частности, необходимы национальные квоты для исключения доминирования одной этнической группы; профессиональные квоты для привлечения специалистов определенных категорий и т.д. Резидентам должны быть предоставлены определенные права на территории России, их пребывание здесь должно быть защищено законом. В перспективе некоторые резиденты могли бы претендовать на натурализацию, становясь, таким образом, полноправными гражданами России, - считает Дмитрий Тренин - заместитель директора Московского центра Карнеги.
Политикам нужны голоса
Миграция больших масс китайцев на российскую территорию – процесс абсолютно объективный. Противостоять ему, это все равно, что пытаться остановить ураган. Можно, конечно, драконовскими мерами государственного регулирования, пытаться остановить китайскую миграцию, и тогда получить ее практически в тех же объемах, но абсолютно нелегальную, в основном криминальную, порождающую межэтнические конфликты, ненависть и всплеск коррупции среди чиновников, которые хоть как-то соприкасаются с нелегальными иммигрантами. Еще несколько лет назад тогдашний губернатор Приморья Евгений Наздратенко устраивал акции по массовому выдворению из края нелегалов-китайцев. Правда, большого проку от таких шагов не получилось, так как граждане «поднебесной империи» все равно правдами и неправдами осваивали земли северного соседа. Либо, наоборот, максимально облегчить процедуру легализации иммигранта, а все силы и средства бросить на создание быстрой и эффективной технологии адаптации и натурализации нового гражданина.
Нынешний приморский голова Сергей Дарькин, впрочем, как и его коллеги из других пограничных с Китаем субъектов федерации, не устраивает показательных шоу. Присутствие китайцев на восточной окраине России выгодно местным политикам. Для китайцев открывают специальные магазины и рестораны. Считается, что китайская диаспора способна оказывать влияние на местную власть. А теперь давайте немного пофантазируем. Представьте, что губернатор Приморья Сергей Дарькин (или, к примеру, хабаровский голова Виктор Ишаев) натурализует 1-1,5 млн. китайцев. Не за красивые глаза и любовь к Поднебесной, а за обещание отдать за них свои голоса. Армия исправно голосующих избирателей – мечта любого политика со времен распада СССР. Бред! Возможно. Хотя все предпосылки для этого созданы: либерализация иммиграционного законодательства, новый закон о гражданстве и т.д.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.