Помните анекдот? Возвращается муж домой из командировки, а там... Вот так и я, вернувшись из командировки с изумлением увидел плакат одного из кандидатов на пост губернатора Санкт-Петербурга. Плакат гласил "Валентина Матвиенко. Петербуржцы, подтвердите свой выбор. Нас большинство".
Если бы я был роботом, то скорее всего мои микропроцессоры оплавились в результате поставленной мне неразрешимой задачи. 13% голосов избирателей — это, по невероятным правилам демократической арифметики, более половины. Но дело даже не в этом. Плакат этот висит на том месте, где ещё во вторник после выборов висел предвыборный плакат первого тура. На нем кандидат показывал своему провожатому, сколько именно они смогут вместе. А ведь этот плакат должны были снять ещё в ночь с пятницы на предшествующую дню голосования субботу, т.к. уже в субботу агитация по закону уже не допускалась. Тем не менее, агитация таким образом велась, причем, всеми кандидатами. И ни "свободные" СМИ, ни правоохранительные органы, ни "избиркомы", ни кандидаты-конкуренты и их "доверенные лица", ни избиратели, никто на это не отреагировал. А это, наверное, повод для того, чтобы весь первый тур выборов губернатора Санкт-Петербурга признать недействительным и второй не проводить.
Однако, как показывает практика, нынешние демократы не очень, видимо, озабочены необходимостью соблюдать ими же изданные законы. О нравственности я уже не говорю. Если у кандидата, которому 87 % избирателей доверия не выразили, хватает решимости дальше пробиваться в "слуги народа", то значит воля этого самого народа, о преданном служении которому твердят все кому не лень, для него пустой звук. При этом, некоторые аналитики набираются наглости говорить о законности такого "избрания", объясняя сей факт тем, что мол те, кто на выборы не пришел, тот всё равно "за".
Ну что же, пускай будет так. Представьте, что к вам и вашим друзьям на улице подходят два "лохотронщика" и предлагают "выбрать", с кем из них вы будете играть. Ваш сосед справа громко отвечает отказом от такой "чести". Вы просто отворачиваетесь и проходите мимо. Но сосед слева соглашается, выбирает, играет и, естественно, проигрывает. "Лохотронщики", играя бицепсами, подходят к вам и вашему соседу справа и требуют от вас денег, так как ваш сосед слева играл не только на свои, но и на ваши деньги. На ваш вопрос: "С какой, собственно, стати мы должны вам платить?", мошенники отвечают, что они "так решили" и всё законно. Вы понимаете, что это уже не мошенничество, а ГРАБЕЖ. Кричите: "Караул!!!". Но купленный преступниками караул, как всегда, "устал". Ситуация, с точки зрения правовой, абсурдная, но и в жизни, и в демократических политических играх, как видим, самая реальная.
Но есть у "наших" выборов и другой аспект. 71 % зарегистрированных избирателей, а если вычесть из них курсантов военных училищ и прочий несвободный "народ", то и больше, на выборы не явились. Народ безмолвствует. Эта пушкинская фраза всем хорошо известна, но вряд ли все правильно понимают тот смысл, который вложил в неё автор. "Безмолвие" народа весьма красноречиво. Когда один из бояр провозглашает здравицу царю-узурпатору, народ, вместо того, чтобы зайтись в радостном крике "Ура-а-а-а!!!", молчит. Это не равнодушие, это — неприятие. Только подумайте, что лет двадцать назад на "да здравствует..." и "слава..." коммунистического тамады народ, "за отгулы" выведенный на очередную демонстрацию, ответил бы молчанием. Такой случай не без основания был бы квалифицирован как антисоветская акция. Точно также и сегодняшний избирательный "пофигизм" есть демонстрация антидемократическая.
Народ, являясь живым организмом, отреагировал честно и открыто. Но сразу же за это пострадал. С одной стороны на него посыпались упреки в нежелании участвовать в политической жизни страны и своей судьбе. С другой наоборот, похвалы и напутствия поступать также и впредь. Избиратель опять оказался зажатым в тисках формируемого находчивыми политтехнологами "общественного мнения". И ослабить эти тиски может, как это ни странно, сама власть.
Уже давно ведутся разговоры о том, чтобы федральная власть назначала глав субъектов Федерации. Насколько этот проект может стать реальностью — пока ещё вопрос вопросов. Но сдвиги в решении этой проблемы есть.
Уже несколько лет в Администрации Президента Дмитрий Козак говорит о необходимости объявления дефолта отдельным регионам. Согласно проекту, округа могут лишиться контроля за отчислениями от федеральных налогов, субвенциями и дотациями из федерального фонда финансовой поддержки. Также в комиссии Козака изучается возможность введения внешнего управления для финансово-несостоятельных регионов. Смысл этой идеи заключается в том, чтобы стимулировать регионы к большей экономности, поиску собственных средств, а заодно предотвратить шантаж правительства со стороны губернаторов. Если регион не в состоянии самостоятельно реализовать свои полномочия, он может обратиться за поддержкой к Центру. А губернаторов, не справляющихся со своими обязанностями, закон уже сейчас позволяет отстранить от должности досрочно.
Пока этот проект в своей основе несет в основном экономические функции. Но возможно, что то время, когда Центр будет назначать губернаторов — не за горами. Питерские выборы можно рассматривать лишь как пробу сил, некий эксперемент. Но если этот эксперимент окажется удачным, то не исключено, что он получит дальнейшее распространение.
Фото: https://english.pravda.ru/main/18/88/353/10985_elections.html
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.