Если ещё месяц назад были сомневающиеся в победе на губернаторских выборах Валентины Матвиенко, то сейчас таковых практически не осталось. И сторонники, и противники полпреда в Северо-Западном округе гласно или негласно сходятся в одном — быть Матвиенко губернатором. И сейчас вся ситуация вокруг выборов напоминает большой политический анекдот. Вот только посмеявшись, отдышавшись и придя в себя понимаешь, что это смех сквозь слёзы.
Давно уже были забыты саркастические возгласы насчёт выдвижения в губернаторы Санкт-Петербурга лидера группы "Ленинград" Сергея Шнурова. Давно уже никого не смешит, а вызывает только приступы раздражения "порнокороль" Сергей Прянишников. Все нацелились на серьёзный лад и ждали новых скандалов, связанных с "чёрным пиаром", с подлогом и фальсификациями, с судебными разбирательствами и жалобами — словом, со стандартным джентльменским набором любых выборов. И дождались. Правда, в немного непривычном ракурсе, обнажившем всю мелочность, скудость и несовершенство российского выборного законодательства.
Начиналось всё более чем привычно. Один из кандидатов в губернаторы, директор макаронной фабрики (чувствуете, как звучит?!) Виктор Ефимов в судебном порядке оспорил законность решения избирательной комиссии о регистрации Сергея Прянишникова, Алексей Тимофеева и Анны Марковой в качестве кандидатов в губернаторы. Ход стандартный и вряд ли на него можно было бы вообще обращать внимание. Суд быстренько отклонил две первые жалобы, и большинство наблюдателей были уверены, что и третий процесс завершится достаточно быстро. Но событиям было предписано развиваться совершенно неожиданным образом.
Суд принял решение затребовать из ГУВД подробную "расшифровку" всех справочных материалов, представленных в избирком, и фактически провести еще одну детальную проверку подписей, представленных Марковой. Собственно, никаких принципиальных новаций здесь нет: городская комиссия Санкт-Петербурга и прежде активно пользовалась данными ГУВД. Однако в этот раз ГУВД сочло, что у значительной части кандидатов процент брака в подписных листах значительно превышает установленные законом нормы. В ответ кандидаты заявили, что представленная компетентными органами информация не вполне достоверна. Избирком, принимая решение о регистрации, учитывать эту информацию в полной мере тоже не стал, и практически все претенденты, сдавшие подписные листы, получили официальные удостоверения. Но собранная по этому случаю пресс-конференция больше походила на всенародное покаяние: замглавы избиркома г-н Краснянский всячески оправдывался по поводу того, что главный конкурент полпреда Валентины Матвиенко, Анна Маркова, все же прошла регистрацию. А чуть позже Краснянский объявил, что у госпожи Марковой с подписями "не все в порядке", сообщив, что у него "нет причин не доверять данным ГУВД". Тому самому ГУВД, которое поспешило порадовать избирком, что у наиболее реальных конкурентов полпреда Матвиенко большое количество подписантов либо умерли, либо их паспорта не значатся в милицейской базе.
В первую очередь это касалось военнослужащих и иногородних, которых "почему-то" в базе не обнаружилось, хотя их быть там просто не могло. Но об этом милицейское начальство почему-то "забыло". Несуществующими объявлялись и вполне гражданские лица с питерской пропиской: подобные факты приводили практически все кандидаты. В итоге взбунтовавшиеся кандидаты вывели на улицы голосовавших за них горожан. К Мариинскому дворцу, где расположен горизбирком, пришли петербуржцы, объявленные комиссией и ГУВД умершими, и устроили показательную демонстрацию. "Восставшие мертвецы" принесли с собой обелиск из белого картона с красной звездой, нарисованным черным профилем и надписью: "Избиратель. Умер 5 августа 2003 года". К надгробию около сотни "мертвых душ" принялись возлагать красные гвоздики.
Кроме того, стоит учесть и ещё один момент. В избирком представили информацию не о количестве недостоверных подписей, а о количестве нарушений, что вовсе не одно и то же. Допустим, кто-то из сборщиков внес в подписной лист информацию о вымышленном Иване Ивановиче Иванове. При проверке такого автографа будут зафиксированы ошибки в имени, фамилии, отчестве, паспортных данных, годе рождения и информации о месте жительства, то есть, как минимум, четыре нарушения.
Как бы извиняясь, ГУВД признало, что располагает старой базой, в которой не отражены новые паспортные данные петербуржцев и зафиксированы не все переезды. Но проверки, тем не менее, продолжило.
Анна Маркова подала в городской суд и прокуратуру исковое заявление на горизбирком с просьбой признать незаконными действия председателя комиссии А. Гнетова, который назначил повторную проверку подписей Марковой на основании несовпадения результатов проверки рабочей группы с данными, полученными из ГУВД. Первое заседание суда, состоявшееся 13 августа, отклонило заявление Марковой, но та настояла на повторном рассмотрении, которое состоялось 28 августа.
Судебное разбирательство больше напоминало сценку из комедийного фильма, чем серьёзное дело. Более трёх часов суд заслушивал главного свидетеля капитана ГУВД Павла Раевского, который обеспечивал координацию работ по проверке подписей как начальник отдела ГУВД по информации и общественным связям, которым подписаны все официальные документы, направленные из ГУВД в горизбирком. И за эти три часа капитан Раевский так и не смог внятно объяснить суду противоречивость документов им же подписанных. В итоге он договорился до того, что все результаты проверки достоверны, однако он допускает небольшую погрешность в 5-6% процентов в силу "человеческого фактора". После этого в заседании суда был объявлен перерыв, после которого суд выслушал ещё одного свидетеля — заместителя начальника Управления паспортно-визовой службы ГУВД полковника Андрея Дашичева. Однако ничего нового, проясняющего ситуацию услышано не было — и суд вновь объявил перерыв... до 8 сентября.
Теперь кандидату Марковой придётся несладко. Проводить избирательную кампанию под угрозой снятия с дистанции — ещё то удовольствие. Ничего не угрожает только полпреду Матвиенко — она сдала четверть миллиона долларов и уже расклеивает по городу плакаты, извещающие горожан о своих благих намерениях. Ей, собственно, сейчас стоит больше волноваться не о возможных коллегах-соперниках, а об избирателях, которые должны выразить на выборах свое доверие или же недоверие новой власти. Пока же количество сомневающихся в целесообразности похода на выборы достигает 30%, что никак не может сказаться положительно на рейтинге Валентины Ивановны.
А Анна Маркова, скорее всего, пройдёт дистанцию до конца и дело даже уже не в том, окажется ли фамилия вице-губернатора в избирательном бюллетене или нет: на поверку выясняется, что проблема значительно шире... Можно до бесконечности гадать, связан ли этот скандал с несовершенством базы, небрежностью чиновников или чьим-либо пожеланием. Ясно одно: история рискует повториться на любых других выборах. Но это будет уже не анекдот, а печальная тенденция...
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.