Корреспондент "ПРАВДЫ.Ру" Илья Тарасов встретился с Русланом Хасбулатовым задолго до его выдвижения кандидатом в президенты Чеченской республики. Однако подготовленное интервью с визой Руслана Имрановича на какое-то время было положено "в стол": постоянные читатели "ПРАВДЫ.Ру" знают, что бывшему председателю Верховного Совета России на наших страницах было предоставлено много места для изложения своей позиции. Сегодня мы публикуем это интервью в рамках программы представления российскому и зарубежному читателю кандидатов в президенты республики, начатой публикацией интервью с главой нынешней администрации Чечни Ахмадом Кадыровым. В ближайшее время "ПРАВДА.Ру" готова будет опубликовать и беседы с другими кандидатами.
- С лета прошлого года началась медленная, но заметная эволюция общества в направлении поисков мира. Российская пресса начала занимать конструктивные позиции, общественные деятели и политики стали ставить вопросы о политическом урегулировании этого конфликта. В этой связи я выдвинул свой план мира для Чеченской республики. Я исхожу из того, что обе стороны уже достигли высокого уровня ожесточения. Здесь нужны серьезные международные организации, которые взяли бы на себя организацию переговорного процесса.
Второе: в результате двух войн рассматривать Чеченскую республику как простой субъект Российской Федерации уже невозможно. Уровень отчуждения населения и федеральных властей достиг своего апогея.
Оставаясь в целом в рамках российского правового пространства, Чеченская республика должна обладать большей самостоятельностью и эта самостоятельность должна быть гарантирована постоянным присутствием наблюдателей, таких как ОБСЕ, ПАСЕ, ООН. Я не имею в виду военную силу.
Сейчас надо предусмотреть очень жесткий международный контроль, чтобы там не было новых военизированных отрядов. Путин был прав, когда заявил, что нас не волнует, каким статусом должна обладать Чеченская республика, нас волнует один вопрос — чтобы с этой территории никогда не исходила угроза ни интересам России, ни соседям. Замечательная мысль.
Система международного патронажа должна обеспечить три функции. Первое, чтобы не было никаких военизированных отрядов, кроме правоохранительных органов. Второе, чтобы был режим безопасности для каждого человека на этой территории. В третьих, чтобы не было вылазок на соседние территории, и не было оккупации Чечни Россией.
- А как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в Чечне и вокруг нее?
- Я пытаюсь оказать помощь и президенту Путину и российскому народу, а не только чеченцам. Если не начать политические переговоры и не взять за основу этот план, может быть, через полгода он уже станет неприемлемым для сопротивления.
Если что-то случится с Масхадовым, Закаевым, то с кем Россия будет вести переговоры в последующем? Новое поколение молодых командиров в Чечне, которые стремятся стать руководителями, с ними вообще невозможно будет вести переговоры. Они не пойдут ни на какие компромиссы, они взорвут весь Северный Кавказ.
В наших краях не очень хорошее экономическое и социальное положение. В некоторых республиках до 60% молодежь безработная. Она смотрит на дворцы отдельных людей, а сами не могут достойно жить, потому что у них нет работы. Это та почва, которая способствует возникновению терроризма и войнам.
Сейчас чеченское сопротивление стало интернациональным. Весь Северный Кавказ участвует в этих боевых действиях. Складывается опасная ситуация. Если бы Путин призвал к политическим переговорам, это было бы хорошо и правильно.
- Как считаете, куда уходят деньги, выделенные на нужды Чечни?
- Мы, конечно, догадываемся, куда они уходят. Ахмет Закаев в одном из интервью удачно пошутил, сказав, что пока есть гражданские правители в Чечне, у нас с деньгами проблем не будет, пока русская армия воюет, у нас не будет проблем с оружием.
Я не хотел бы критиковать Кадырова, потому что фактически у него нет власти. Вся власть принадлежит военным. Сейчас там всем командует начальник штаба. Но хочу сразу предупредить: в такой войне, которая приняла партизанскую форму, невозможно быть победителем.
Можно направлять туда новые полки, выделять бюджетные средства, давать "Героев России" тысячам людей, давать должности, за что военные и хотят продолжать эту войну. Можно и дальше закрывать глаза на то, что они воруют нефть, вырубили все буковые леса. Фактически Чечня стала зоной экологического бедствия.
Не связано ли сползание ледника в Осетии следствием массированных бомбардировок сверхтяжелыми бомбами северных склонов главного Кавказского хребта? Так же как в Грозном в результате смещения подземного слоя началось выдавливание нефтепродуктов на поверхность.
Я не уверен, что Грозный подлежит нормальному восстановлению и нормальной жизни. Там необходимо провести международную экологическую экспертизу.
Когда случилась трагедия на Дубровке, люди увлеклись только одним изолированным террористическим актом, и не отдавали себе отчет, что это производная от той многолетней войны. Чтобы прекратить возможность тер актов надо остановить эту войну и любыми способами перейти к миру, в том числе используя авторитетную международную организацию.
- Как вы считаете, ФСБ, МВД, структуры которых находятся в Грозном, знают, где искать Яндарбиева и других боевиков?
- Они все прекрасно знают. Они же не глупые люди и они все понимают. У меня нет уверенности, что прошлогодняя ситуация с захватом заложников на Дубровке не повторится снова. Поэтому надо прекратить войну и воспользоваться моими предложениями.
- Вы их передавали официальным лицам?
- Конечно, я их передавал министру Зорину. Это было в то время, когда шло давление на Турцию по поводу отмены Чеченского конгресса. Я встретился с Зориным, передал ему план и сказал, что сам буду участвовать в работе конгресса, если будут антироссийские выпады, то я их нейтрализую. Я попросил передать свой план Путину и сказать, что конгресс направлен на поиски мира.
- Что в заключении вы могли бы пожелать русскому и чеченскому народу, которые когда-то дружно жили на одной территории?
- Я хотел бы пожелать всем мира, скорейшего окончания войны. Все люди должны понять, что война пришла в каждый дом, она отнимает у людей возможность нормально жить. Оттуда многие солдаты и офицеры возвращаются с преступной психологией, они привыкают там безнаказанно грабить и убивать. Люди возвращаются больными физически и психически. Это общая беда. Надо подать свой голос в пользу мира.
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/88/353/10662_Khasbulatov.html
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.