То, как относятся к власти и своей стране рядовые граждане, всем понятно. Народ любит царя (президента Путина), а боярам (правительству, партиям) не слишком доверяет. Правда, социальной стратификации респондентов опросы не показывают, поэтому неизвестно, доверяет ли кому-нибудь вообще четверть российского населения, находящегося за чертой бедности.
С другой стороны, по поведению многих российских политиков можно сделать вывод, что о формировании собственного имиджа в глазах населения они не задумываются вовсе. Или имеют о данном процессе не соответствующее действительности представление, в том числе уверенность в том, что любовь или нелюбовь избирателей всегда имеет материальный эквивалент, и применяют эту формулу на выборах любого масштаба.
Главную роль в формировании имиджа российских политиков играют СМИ. По оценке независимых экспертов, государство контролирует сегодня более 90% из них. А, следовательно, имидж российских политиков формируется так, как угодно государству, проводниками воли которого являются чиновники от информационного бизнеса — министр печати М.Лесин, помощник президента по информационной политике С.Ястржембский, руководители ДПИ и пресс-службы президента и т.д.
Основное поле формирования имиджа российских политиков для внутреннего потребления — телевидение. Здесь наработаны четкие правила игры, рекомендации, установки. Стратегия освещения деятельности первых и вторых лиц отработана до мелочей вплоть до количественного соотношения удельных весов эфирного времени для показа каждого из них. Хотя жизнь иногда коррективы все же вносит.
Гораздо сложнее контролировать внешний эфир. Ведь если для большинства населения страны картина окружающего мира, в том числе событий политической жизни, в основном формируется телеканалами ОРТ и РТР, и мнение об этом западных информагентств для них не имеет никого смысла, то на Западе потребитель информации имеет возможность сравнивать то, что показывают наши телеканалы и пишут наши газеты, с тем, что пишут и показывают их СМИ, существующие на деньги западных налогоплательщиков. И очевидно, что доверие к собственной информации у западного общественного мнения больше, особенно когда в освещении одного и того же вопроса встречаются разночтения. Когда же появляется информация о вмешательстве российских властей в деятельность СМИ, причем не только своих, западные политики начинают относиться к событиям в России с пристрастием.
Наши конструкторы виртуального пространства данную проблему осознают, и в особенно ответственные моменты российской истории начинают пытаться что-либо в этой области изменить. При этом имидж России они начинают воспринимать как экспортный продукт, отношение к которому выстраивается соответственным образом — товар стремятся приукрасить, продать подороже, а если подделка распознается, то продавец начинает публично возмущаться, одновременно разоблачая происки врагов.
Сегодня имиджем России озаботился спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Выступая 19 февраля в Москве на международной конференции "Репутация России — главная тема PR-сообщества в 2003 году", он заявил о необходимости создания "государственного органа, который бы координировал работу по созданию положительного имиджа России за рубежом". По словам Миронова, это могла бы быть "структура в Администрации президента, которая бы проводила эту политику через правительственные и другие организации". Чем, спрашивается, тогда занимается Ястржембский, который еще в 2001 году взял на себя обязанность следить за имиджем России на международной арене? Или Миронов ищет ему дублера?
Накануне этого неожиданного предложения Сергей Миронов стал, наконец, членом созданной им "Партии жизни". Как единодушно объяснили эксперты причину подобного шага — чтобы поправить имидж партии, конечно, не на международном уровне, а в глазах избирателей. Что же касается личного вклада спикера Совета Федерации С.Миронова в укрепление имиджа России, то некоторые его высказывания и действия были весьма запоминающимися и противоречивыми.
Все помнят предложения спикера СФ о необходимости изменения Конституции и увеличении президентского срока с четырех лет до семи, отказ Миронова от встречи с главой Палестины Ясиром Арафатом во время первого своего зарубежного визита, его предложение перенести часть федеральных министерств в Санкт-Петербург.
Среди противоречивых предложений Миронова можно назвать следующие: принимая активное участие в строительстве "Партии жизни", он в то же время запретил в регламенте верхней палаты создание объединений на политической основе. Продвигая идею выборности верхней палаты парламента, он сам внес в Госдуму законопроект, делающий процедуру отзыва сенаторов регионами практически невозможной.
Когда шестеро чеченцев, семьи которых пострадали от действий федеральной армии, обратились в поисках справедливости в Страсбург, где находится Европейский суд по правам человека, Миронов заявил, что эти иски крайне вредны для имиджа России, хотя "любой гражданин имеет право защищать себя таким образом".
Незадолго до того, как спикер был, не без позиционных боев, переизбран представителем в Совет Федерации от питерского ЗС в декабре прошлого года, своеобразную оценку Миронову дала вице-губернатор Санкт-Петербурга Анна Маркова: "Сама фамилия Миронов происходит от слова мир, — заявила Маркова. — Он должен всех мирить, а любые его заявления,наоборот, порождают конфликты. Вспомните, как господин Миронов отказался встречаться с Ясиром Арафатом". В итоге вице-губернатор пришла к выводу о профнепригодности Миронова на посту спикера: "Он чудный геолог, любит камни. От камней исходит тепло. Вот пусть возвращается в Петербург и разрабатывает недра. А возглавлять Совет Федерации — это не его".
Признанным "защитником" имиджа России за рубежом является помощник президента России Сергей Ястржембский. В августе 2001 года The Christian Science Monitor написала о нем: "Новое лицо Кремля создает Сергей Ястржембский, вежливый политик, бывший дипломат, до недавнего времени отвечавший за информационное освещение событий в Чечне. Ему настолько хорошо удавалось контролировать доступ в этот регион для журналистов и препятствовать утечке зачастую страшной информации, что позднее Путин назначил его царем кремлевской информации".
"Эксклюзивное" освещение Ястржембским чеченской темы как в бытность работы в Росинформцентре вместе с Маргеловым, так и позже, на посту помощника президента, оставим без комментариев, так как все желающие сформировать свою точку зрения по этому поводу уже это сделали. Чего стоят одни взаимоисключающие друг друга заявления помощника президента о том, следует или не следует вести переговоры с Масхадовым. Немало разночтений было и в комментариях Ястржембского по поводу выстраивания взаимоотношений России с НАТО и восприятия "расширительных" намерений альянса.
Активные попытки повлиять на формирование имиджа России за рубежом всем известны. Об этом помощник президента неоднократно заявлял как в России, так и за рубежом. При этом западным СМИ всегда предъявлялись претензии. Выступая в апреле прошлого года на заседании германо-российского форума в Берлине, Сергей Ястржембский сказал, что немцы, работающие в России, в сравнении с представителями других стран, особенно негативно высказываются о стране и о людях. В их глазах русские не только не способны достичь успеха, от них вообще нет никакого толку, потому что им не присущи ни сознательность, ни тщательность. В ответ Маркус Цинер, работавший до 1999 года корреспондентом газеты "Handelsblatt" в Москве, объясняет это, в частности, ошибками с российской стороны: "За пять лет своего пребывания в Москве я настолько часто сталкивался с дезинформацией, что после этого очень трудно доверять чему бы то ни было". Однако не только политики, но и простые люди часто выглядят в репортажах не лучшим образом, о чем свидетельствуют материалы из немецких газет, посвященные России.
Также все помнят, как Ястржембский сокрушался по поводу того, что в России работает более трех десятков иностранных СМИ, в том числе финансируемая Конгрессом США "Свобода", а власти США не разрешают радиостанции "Маяк" вещать в Америке. Позже выяснилось, что руководство "Маяка" не предпринимало попыток найти партнера в США.
Циничное заявление о том, что гибель WTC в Нью-Йорке улучшила имидж России в мире, также сделал Ястржембский. "Заметный сдвиг в положительную сторону в имидже России на Западе" в первую очередь связан с реакцией Москвы на теракты в США 11 сентября, сделал открытие помощник президента. Таким образом Запад увидел в лице России партнера по проведению антитеррористической операции...
Комментируя проведение в Москве 8-9 февраля 2002 года Международной конференции "Власть прессы и пресс власти", которую организовал "Союз правых сил" совместно с Гарвардским университетом и факультетом журналистики МГУ, "Независимая газета" писала: "Пожалуй, лишь один российский чиновник, имеющий непосредственное отношение и к прессе, и к власти, не только открыто проигнорировал мероприятие, но и решился на некий демарш. За два часа до открытия международного собрания помощник президента Сергей Ястржембский дал пресс-конференцию, на которой, в частности, заявил, что российские олигархи используют подконтрольные СМИ как инструмент давления на власть, и в этом смысле можно говорить о "вакханалии свободы слова".
Фамилии олигархов известны — это Владимир Гусинский и Борис Березовский, от которых теперь наконец избавились. Ну что ж, по крайней мере, наконец-то сказано откровенно. Ястржембскому, конечно, как никому другому видней, кто, кого и как использовал. Ведь еще два года назад, на парламентских выборах 1999 года, он сам на стороне олигарха Гусинского и подконтрольных ему СМИ активно участвовал в том, что сейчас называет "шантажом власти". Нынешний помощник президента боролся тогда против "виртуального" "Единства" и совсем не виртуального Путина, пытаясь протащить в президентское кресло то ли Примакова, то ли Лужкова. Теперь, вспоминая старые, но отнюдь не свои грехи, государственник Ястржембский снова борется за то, чтобы "использовать все имеющиеся ресурсы для создания максимально объективного видения ситуации в России — ничего не приукрашивая и не охаивания огульно", и для этого, по его словам, действующий закон о СМИ "требует трансформации современной ситуации". Если перевести это на русский язык, то задача всех СМИ, по Ястржембскому, сегодня состоит в том, чтобы всеми путями создавать хороший имидж нашей стране и в первую очередь власти. И об этом, конечно, позаботится сама власть.
Тому же самому Ястржембскому принадлежит фраза: "Имидж любой страны — это результат жизни многих поколений, и формируется он постепенно". Обратившись к данным Госкомстата РФ, характеризующим жизнь наших граждан, можно быть уверенным в том, что эта информация вряд ли укрепит имидж России.
Еще одна цитата: "Прозрачность экономической политики Владимира Путина и политическая стабильность России являются главными факторами, способствующими формированию положительного имиджа России за рубежом". Анализируя данные о продолжающей утечке капиталов из России, о прозрачности говорить трудно. Также очень далеко нашей стране и до политической стабильности, в широком смысле этого слова.
Несомненным фактором, влияющим на формирование имиджа России за рубежом, являются продолжающиеся попытки насаждения культа личности действующего президента. К сменяющим друг друга все новым формам выражения чувств к своему президенту россияне привыкли — именем Путина называются кафе и сорта помидоров; с его профилем ткутся ковры; отливаются бюсты, рисуются картины; стулья, на которых он сидел, продаются с аукционов; по тропам, по которым он прошел, проводятся экскурсии и т.д.
В апреле прошлого года президент В.Путин в ходе встречи с журналистами заявил, что считает невозможным возникновение "культа личности" в сегодняшней России. Тогда он признался, что не прочитал еще ни одной книжки, которые о нем написаны. "Во-первых, потому что у меня нет времени, а во-вторых, думаю, что о себе все-таки все знаю лучше, чем те люди, которые обо мне пишут", — сказал президент. Также В.Путин сказал, что "философски" относится к уровню своей популярности, поскольку убежден в том, что "должен делать" то, что полагает "важным и нужным, прежде всего для страны, не оглядываясь на вещи пиаровского характера".
"Что касается отливки бюстов, портретов и так далее, я не могу этого никак запретить, более того, я думаю, что результат будет обратный ожидаемому", — считает президент. Однако большинство аналитиков — отечественных и западных — с этим не согласны. Они считают, что глава государства может пресечь "путиноманию" всей страны, стоит ему только прикрикнуть на льстецов. И то, что он этого не сделал до сих пор, наносит ущерб, как минимум, его имиджу и, как максимум, имиджу России в целом.
"Информационное агентство МиК"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.