Накануне дня защитника Отечества президент В.Путин встречался с младшими офицерами Вооруженных Сил РФ. Они сообщили главе государства пренеприятные вещи — что в учебных частях, где готовят сержантов, отсутствует учебная литература для подготовки военнослужащих к работе на боевой технике, поэтому некоторые учебные плакаты используются около 30 лет, что экипировка боевых частей настолько устарела, что военным приходится приобретать ее и системы связи за свой счет, а затем переделывать их, чтобы они годились для выполнения поставленных задач...
Вопрос о том, с кем выполнять эти задачи — еще более сложный, так как интеллектуальный уровень призывников крайне низок, а их слабая подготовленность не позволяет рассчитывать на успешное обучение. Из ответа президента следовало, что проблемы, отмеченные офицерами, будут решены после перевода армии на контрактную основу.
Через несколько дней после этой встречи правительство РФ утвердило новое положение о военно-врачебной экспертизе. Согласно этому документу, с 1 июля 2003 года годными к военной службе в случае вооруженных конфликтов будут признаны те, кого сегодня военкоматы от службы освобождают подчистую. Это граждане, страдающие глаукомой и острым геморроем, абсолютно беззубые и перенесшие "перелом костей черепа" с открытым дефектом до 8 квадратных сантиметров, имеющие массу тела менее 45 килограммов и рост менее полутора метров.
Также воевать пойдут граждане, страдающие алкогольными психозами или наркоманией с "умеренно выраженными изменениями личности". Этот пункт положения особо интересен, поскольку за последние пять лет число лиц, освобожденных от призыва на военную службу в связи с заболеванием наркоманией, возросло более чем в три раза, а количество призывников, употребляющих наркотики, за последние три года увеличилось в семь раз. Ознакомились ли с этими данными авторы нового правительственного положения? Они были оглашены еще в октябре прошлого года на парламентских слушаниях, посвященных проблеме противодействия незаконному обороту наркотиков в Вооруженных силах России.
Тогда зампредседателя думского комитета по обороне Эдуард Воробьев сообщил, что около 70% преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершается военнослужащими по призыву. Главная военная прокуратура России уточнила — более половины рассматриваемых преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков ежегодно регистрируется именно в ВС, причем самый высокий уровень таких преступлений отмечается в войсках Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного военных округов. Факты употребления наркотиков отмечены во всех военных округах и флотах. В сферу незаконного оборота наркотиков втянуты практически все категории военнослужащих!
По итогам тех слушаний депутаты предложили внести необходимые поправки в проект федерального бюджета на 2003 год, предусматривающие целевое выделение дополнительных средств на приобретение аппаратуры, позволяющей своевременно выявлять употребляющих наркотики лиц среди призывников и военнослужащих. О том, были ли выполнены наказы депутатов, история умалчивает. Однако на днях Минфин опубликовал официальное сообщение о предварительных итогах исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2003 г., в котором говорится, что раздел федерального бюджета "Военная реформа" профинансирован в феврале с.г. на 85,3% от уточненного объема на этот месяц.
Недофинансирование Минфин объяснил тем, что государственные жилищные сертификаты финансируются по мере предъявления к оплате, и точно спланировать данные расходы не представляется возможным. Интересно, а других расходов, кроме как на жилье, военная реформа не предусматривает? Есть ведь в военном бюджете, например, статья вещевого довольствия военнослужащих, которая в 2003 году составляет 4,73 млрд. рублей. Может быть, стоило правительству армию приодеть, чтобы офицеры не покупали экипировку за свой счет?
Вся беда в том, что до нужд военных сегодня мало кому есть дело. Например, 21 февраля Госдума отказалась принять предложение фракции "Яблоко" о приглашении в нижнюю палату главы Минобороны Сергея Иванова для разъяснений в связи с гибелью военнослужащих российской армии, не связанной с боевыми действиями. За вызов министра обороны проголосовали 136 депутатов при минимуме, необходимом для принятия решения, в 226 голосов. С предложением пригласить министра выступил заместитель председателя думского Комитета по обороне Алексей Арбатов. Он заявил, что "главный корень беды находится в сегодняшнем состоянии российской армии, которая стремительно разлагается". Фракция "Яблоко" намерена поставить перед Сергеем Ивановым вопрос не только о нынешнем состоянии вооруженных сил, но и о целях и темпах военной реформы". Однако остальные думцы заняты своими конъюнктурными делами, а министру некогда.
Собственный взгляд о причинах бедственного состояния армии высказал недавно полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский. "Нас развратила мысль, что у нас нет врагов", — заявил полпред. Однако он считает, что "У России они были и будут. Наши территории — одна пятая часть перенасыщенного мира, они с вожделением смотрят на нашу великую Родину, где так много просторов".
Вероятно, в своих милитаристских устремлениях полпред не одинок. Однако геополитика свою роль все же играет. Вполне возможно, что за рассуждениями о расширении НАТО и перспективах "двадцатки", обсуждением Договора о СНВ и определении роли России в глобальном мире у руководителей Минобороны просто не остается времени вспомнить о состоянии собственной армии. Она же, вместо того, чтобы защищать государство, все более требует защиты сама.
"Информационное агентство МиК"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.