Главным политическим событием в 2003 году станут, безусловно, выборы в Госдуму РФ. Однако не стоит забывать, что парламентские выборы от президентских отделяет небольшой промежуток времени. В этой связи навязанное, в большей степени центральными СМИ, клише "козьего года" как исключительно "думского" представляется несколько заказным. Не исключено, конечно, что теме президентских выборов не придают особого значения из-за почти стопроцентной уверенности в "категорический императив ПУТИНА", но если смотреть на ситуацию снизу вверх, то выстроенная вторым президентом России вертикаль власти ощущение полноценной монументальности не оставляет.
И дело даже не в отдельных изъянах конструкции в виде, например, невнятных полпредовских звеньев, которые за три года работы так и не доросли до статуса государева ока в общенародном понимании этого словосочетания. Проблема в очевидном отставании идеологии предлагаемых перемен от промежуточных итогов функционирования вроде бы как новой системы власти.
Применительно к Дальнему Востоку и Приморью, в частности, это можно проследить на сравнительной оценке прошлогодних высказываний президента на предмет стратегических интересов России по эту сторону Урала и ряда экономических шагов правительства, ощутимо ударивших по кошельку каждого дальневосточника, — автопошлины, аукционы, энерготарифы и так далее. Возможно, это только наши проблемы, и 9 миллионов дальневосточного населения погоды на выборах, конечно, не сделают. Но ведь и у продвинутого запада России есть свои вопросы к федеральному центру — война в Чечне, например, или угроза терроризма. При профессионально поставленном пиаре подобным вопросам можно придать массово-публичную риторическую форму и изрядно пощекотать нервы действующему президенту-кандидату. Было бы только под кого организовывать массовый сеанс невралгии.
На сегодня реальных оппонентов Путину действительно не видно. Лидеры думских фракций — это вчерашний день российской политики. Но отсутствие визуального образа соперника Путина не означает, что его на самом деле нет. Собственно, и сам Путин в какой-то степени пример того, как... вдруг, откуда ни возьмись... и тому подобное. Почему бы и будущему преемнику Путина не выпрыгнуть в последний момент как черт из табакерки. Сложность только в стартовой площадке, которую мы привыкли рассматривать как приемлемую для начала политической карьеры "табакерку".
Как минимум, еще несколько лет российский электорат не будет всерьез рассматривать кандидатов, уступающих по политическому статусу премьер-министру или партийному лидеру. Но исключительно статусные категории выбора — это рецидив переходной модели развития общества. И если мы куда-то на самом деле переходим, то однажды и нам придется разделить с цивилизованным миром, быть может, не совсем симпатичные с русофильской точки зрения ценности успеха и универсальной, как понятие, американской мечты. Вот тогда-то и придет время кандидатов-губернаторов, как в США, или бизнесменов, как в Италии. В 2004 году этого, конечно, ожидать не приходится, но вот год 2008 может стать отправной точкой для совершенно нового применительно к России кандидата в президенты. Причем даже в том случае, если удастся продавить через Госдуму третий президентский срок.
Более того, такой кандидат уже есть. Он молод. Он редко появляется на экранах телевизоров, его имя практически не раскручено в скандалах с олигархами. Непосвященному рядовому гражданину за пределами Садового кольца его фамилия ничего не говорит. Но тот фундамент, который он закладывает сегодня под свое постолигархическое будущее, наводит на большие подозрения, что его готовят на смену Путину. Зовут его Михаил ХОДОРКОВСКИЙ. Он президент второй по величине и наиболее динамично развивающейся нефтяной компании "ЮКОС".
В принципе, Ходорковский такой же предприниматель переходного типа, как и все более-менее известные в России бизнесмены. Его отличительная особенность в том, что он выходит за рамки корпоративного построения исключительно бизнеса, предлагая на примере своей компании практическую модель общества. Причем делает он это не в ультимативной форме, как, например, Борис БЕРЕЗОВСКИЙ, и не зацикливаясь на псевдодемократических фишках, которые могут привести к резкому обострению отношений с действующей властью. Продвижение лейбла "Ходорковский" происходит по горизонтали на том уровне, на котором он сам и находится. Но в один прекрасный день может обнаружиться, что этот уровень станет потолком, в который упрется головой большинство электората. А выше головы, как говорится, не прыгнешь. Да и смысла нет — дальше крыша, которую нужно либо латать, либо полностью менять.
В качестве примера такого горизонтального продвижения в массы лейбла "Ходорковский" можно привести создание клуба региональной журналистики "Из первых уст". Идея не его, но клуб существует благодаря его спонсорской поддержке, и Ходорковский там частый гость. Два раза в месяц в Москву съезжаются около 50 журналистов из провинции, перед которыми выступают лекторы из институтов и министерств, близких по духу Михаилу Борисовичу. Ходорковский, как водится, гвоздь программы. Он демократичен, доступен, хорошо говорит и трезво мыслит. Расстаются все довольные друг другом, и эту когорту журналистов, соприкоснувшихся с "живым" (тьфу-тьфу) олигархом, можно смело называть пятой колонной Ходорковского в регионах.
Но провинциальные СМИ — это только часть поступательного продвижения в массы Ходорковского. Уже пять лет Михаил Борисович, что называется, "выращивает" своего избирателя, финансируя Межрегиональную общественную организацию детей и молодежи "Новая цивилизация". Под эгидой этой организации в регионах России организовываются летние лагеря, где с помощью игровых технологий детям преподается модель гражданского общества.
- Игра — это всегда сказка, — говорит президент "Новой цивилизации" Анатолий ЕРМОЛИН. — Но в нашем случае — сказка, открывающая двери в настоящую взрослую жизнь.
Собственно, сказка по Ходорковскому нестрашная. Даже самые неприятные моменты перестройки российской экономики в его исполнении выглядят как благо. Например, отказ от "социалки" большинства предприятий он называет уходом от корпоративного рабства, на котором была основана советская система. Вряд ли сейчас в этом плане он найдет понимание у большой части еще советского электората, недоумевающего, что ему, собственно, делать с вдруг "подаренной" свободой. Но завтра, когда эта же большая часть найдет своей свободе достойное применение, все может измениться.
Правда, если верить слухам и газетным сенсациям, сам Ходорковский старается это завтра оттянуть как можно дальше. Время от времени появляются сообщения о финансировании "ЮКОСом" КПРФ, то о попытках Ходорковского примирить партию одного вождя "Яблоко" и партию четырех вождей — СПС. Честно говоря, не верится, что Ходорковский выступает за не им созданную систему политических противовесов, позволяющую власти оставаться на плаву, но не позволяющую перейти к понятной и внятной стратегии государства в построении нового общества. Хотя не исключено, что и за такими действиями Ходорковского стоит тонкий расчет. Он уже сделал заявление, что уйдет из бизнеса в 2007 году, то есть за год до президентских выборов. Зачем же ему помогать своим будущим оппонентам там, где заканчивается экономика и начинается политика? Налоги у нас, как говорится, общие, а избиратели врозь.
Впрочем, что касается избирателей, то в открытую борьбу за них Ходорковскому вступать еще нескоро. Но в том, что это когда-то произойдет, сомнений практически нет. В противном случае мы наблюдаем первый в новейшей российской истории случай политического альтруизма.
Игорь Никитин, "Золотой Рог".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.