Каждая акция "несогласных" - новое открытие. К примеру, 31 октября на Триумфальной площади во время не согласованного со столичными властями митинга представителей "Другой России" милиция задержала второго секретаря политического отдела посольства США в РФ Роберта Бонда.
После проверки документов его отпустили, но вопросы остались. Что делал американский дипломат на незаконной акции? В свете истории создания "Другой России", "благословить" которую на учредительный съезд в 2006 году съехались многие представители западных дипмиссий, этот вопрос отнюдь не праздный.
После того как история задержания Бонда попала в СМИ, посольство США в РФ выступило с официальным разъяснением: "Роберт Бонд, сотрудник политического отдела посольства, не был арестован милицией".
"Бонд был наблюдателем, а не участником демонстрации", - заявили в посольстве.
"Посольство, - подчеркнули в американском диппредставительстве, - на регулярной основе направляет дипломатов для наблюдения за демонстрациями, митингами и другими политическими мероприятиями. Это обычная практика".
Впрочем, эксперты, к которым мы обратились за комментариями, с сомнением отнеслись к такой "обычной практике". "Нормально, дипломатически, если хочешь что-то смотреть – ставишь в известность соответствующее ведомство, - рассказал в интервью "Правде.Ру" экс-посол Республики Югославия в России Борислав Милошевич.
"Но вот так наблюдать запрещенные демонстрации, мероприятия? Это может быть и предлогом... Потому что, как вы знаете, сейчас очень много непрямых (контактов с оппозиционными движениями. – Ред.) через всякие неправительственные организации. Можно содействовать, можно помогать различным движениям, - говорит Милошевич. - Прямо посольство, конечно, не вмешается – это было бы очень неосторожно, это было бы нарушением правил государства, в котором ты аккредитован".
"Я не думаю, что легитимно так наблюдать запрещенную оппозиционную демонстрацию официальным сотрудникам иностранного посольства", - полагает он.
Касаясь истории создания "Другой России", присутствия на ее учредительном съезде иностранных дипломатов, Борислав Милошевич отмечает: "Это, конечно, не поведение, скажем так, благонамеренное и доброе, нормальное поведение иностранной дипломатии. Тем более, я это очень хорошо знаю по моей стране, где послы всякие – и английские, и немецкие, и американские - вели себя, как губернаторы, понимаете? Давали оценки, решали некоторые вопросы и так далее".
"Это нелегитимные действия, - говорит экс-посол Югославии в РФ. - На самом деле это вмешательство (во внутреннюю политику. – Ред.), а как же!
Отвечая на вопрос о поддержке "несистемной" оппозиции из-за границы, Борислав Милошевич отметил, что ее "исключить нельзя". "Я даже лично в этом уверен, - сказал он, - что есть поддержка, есть содействие, в том числе материальное, денежное, оппозиционных деятелей и оппозиционной деятельности. Но это недоказуемо, я на суде не мог бы дать доказательств. Но и отрицать это я бы ни в коем случае не собрался".
Политолог, автор множества публикаций о радикальных политических движениях, историк спецслужб Александр Колпакиди уверен, что присутствие иностранного дипломата на акции "несогласных" - продолжение политики США, не менявшейся со времен холодной войны.
"Это хороший пример того, что США, несмотря на все разговоры о перезагрузке, продолжают как ни в чем не бывало холодную войну со всеми ее методами. Конечно, в российском посольстве в Америке и в голову никому не придет послать какого-нибудь дипломата наблюдать за какой-нибудь антивоенной, антииракской демонстрацией в Вашингтоне или в Нью-Йорке", - говорит он.
"Но Соединенные Штаты этим занимаются все время и повсеместно, во всех странах. Если где какая-нибудь попытка переворота, беспорядков против невыгодного им правительства, там всегда замешаны американские дипломаты, - говорит политолог. - То есть это стопроцентно их практика, и к этому все уже привыкли".
О том же самом читайте на английской версии "Правды.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.