4 ноября представители совершенно разных движений будут конкурировать друг с другом в том, чтобы считать День народного единства исключительно своим праздником. И самым захватывающим, похоже, станет противостояние ультраправых и антифашистов, столкновения которых едва удалось избежать в понедельник.
2 ноября в Независимом пресс-центре должны были пройти сразу две конференции, посвящённые мероприятиям в День народного единства. Сначала о презентации проекта по мониторингу деятельности этнических диаспор на территории России и акции-концерту "Будущее принадлежит нам" 4 ноября на Болотной площади рассказывали представители "Русского образа", "Русского вердикта", "Русского гражданского общества" и движения "Сопротивление".
А часом позже презентацию своей хип-хоп акции "Русские против фашизма", которая также состоится 4 ноября на Чистых прудах, проводили гражданские активисты и представители антифашистских объединений.
И те, и другие явно опасались провокаций со стороны идеологических оппонентов, а потому пришли с группами поддержки. И провокация в итоге состоялась. При этом попытавшиеся прорваться в пресс-центр "люди в масках" (часть журналистов решила, что это просто борцы со свиным гриппом) дезориентировали и националистов, и антифашистов.
Первые были совершенно уверены, что сорвать их пресс-конференцию пыталась именно антифа. Последние же, ожидавшие провокаций против себя и получившие информацию о нештатной ситуации на Пречистенке, и вовсе решили "дополнительно перестраховаться" и "сделать соответствующие телефонные звонки", опоздав в итоге на собственное мероприятие минут на пятнадцать.
Свою причастность к инциденту они отрицали, предположив, что это либо провокация "известных своими силовыми акциями" прокремлёвских движений, либо конкурентов националистов из ДПНИ и "Славянского союза".
"Националистическая" версия не кажется такой уж натяжкой, учитывая сложные отношения между несколькими участниками пресс-конференции и руководством ДПНИ.
А в конце прошлой недели масла в огонь добавил лидер "СС" Дмитрий Дёмушкин, сообщивший, что "русский богатырь" Роман Зенцов и движение "Сопротивление" "не участвуют в митингах-концертах на Болотной площади, потому что время данных мероприятий пересекается с главной акцией года русских националистов - "Русским маршем"".
Впрочем, представитель "Сопротивления" Роман Носиков опроверг данную информацию. По его словам, скорее всего, речь шла о том, что Зенцов говорил о своём неучастии в московских акциях в силу объективных причин (движение базируется в Санкт-Петербурге), а смысл его слов был искажен людьми, которые "настроены против нас".
Организаторы митинга-концерта на Болотной считают эту ситуацию "обидной", поскольку "мы сознательно разнесли своё мероприятие по времени на два часа" и призвали своих сторонников "посетить мероприятие в Люблино, а потом пойти на концерт".
"К сожалению, наши коллеги не нашли для себя возможным сделать то же самое", - посетовал координатор "Русского образа" Илья Горячев. "Мы против того, чтобы нас делили на какие-то там части, группировки и т.д.", - добавил Роман Носиков.
Но если кто и стрижет националистов под одну гребёнку, так это антифашисты. По словам одного из организаторов митинга на Чистых прудах Максима Степанова, 4 ноября традиционно проводят свои мероприятия ультраправые, которые "собирают неонацистов" и "террористов" вроде Николая Королёва и после которых, "несовершеннолетние сторонники ультраправых идей заканчивают вечер убийствами дворников".
"Но в то же время, - утверждает он, - есть молодёжь, которая считает себя патриотами своей страны, хотела бы активно участвовать и выражать свою позицию, но не готова выступать от имени русского народа с людьми, которые презирают историю нашего народа, победившего фашизм".
Одним из разногласий между националистами и антифа, ставшим предметом для дискуссий в этот день, является и проблема межэтнических конфликтов. Так, целью представленного на конференции "Русского образа" проекта "Ермолов" станет мониторинг активности этнических группировок на территории России, вскрывающий их коррупционные и криминальные связи.
"Мы хотим посмотреть: какие диаспоры живут в России, кто их поддерживает, кто лоббирует их интересы, какие финансовые потоки они контролируют и куда они направлены", - пояснил Илья Горячев.
Как считает гражданский активист Сергей Смирнов, проблема диаспор, конечно, существует, и отмахиваться от неё глупо. С другой стороны, контроль за ними целиком и полностью лежит на правоохранительных органах.
"Как мы можем справиться с диаспорами? Гражданскую войну, что ли, как призывают оппоненты, начинать? - спрашивает Смирнов. - Но когда они гражданской войной называют убийство двадцатью скинхедами одного безоружного таджика, то ни о какой реальной войне с преступными диаспорами речь не идёт". "Это проблема общества, проблема коррупции в милиции", - подчеркнул он.
Антифашисты также не считают возможным ставить знак равенства между преступлениями, совершаемыми ультраправыми и представителями этнических диаспор. Рост ультраправого экстремизма среди молодёжи они считают социальной болезнью.
"Как могли в нашей стране появиться люди, непонятно с какой целью убивающие дворников? - задается риторическим вопросом Максим Степанов. - Делают они это не для решения каких-либо проблем, а ради удовлетворения собственных амбиций".
В то же самое время, если говорить, например, о деле "Чёрных ястребов", то, как считает антифашист, "ничего из ряда вон выходящего там не произошло". "Это были обыкновенные кавказские гопники, которые хвастались отобранными мобильными телефонами, фотоаппаратами и т.д., - рассказывает он об итогах проведённого антифа собственного расследования. - Да, им приспичило найти нацистов, отомстить, но это был единичный случай проявления их криминальной энергии".
В преддверии же 4 ноября и "фашисты", и антифашисты, в первую очередь, озабочены проблемой собственной безопасности. Но если организаторы концерта на Болотной ожидают, прежде всего, подвоха от собственных соратников, официально объявив о том, что пьяные и "зигующие" будут приравниваться к провокаторам и удаляться с мероприятия, то антифа не просто опасается, а ждёт провокаций.
"Постоянные нападения на антифашистские мероприятия - это норма, - утверждает Максим Степанов. - Мы ожидаем провокаций, но у нас готовы свои структуры по обеспечению безопасности, которые работают в тесном взаимодействии с ГУВД, с ОМОНом".
Поэтому никаких проблем с властями они не видят: "В мэрии сказали, что не считают нашу акцию общественно-опасной, и пообещали, что в случае превышения заявленной численности участников акции никаких административных санкций к нам применяться не будет", - заключил молодой антифашист.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.