Массовая история - это всегда идеология, это непреложный факт, на который приходится делать скидку любому исследователю.
Провал в исторических знаниях о собственной стране возник в период "деидеологизации" последних лет Советской власти и первых - "демократических" реформ. Правильнее было бы сказать - в период резкой смены идеологического вектора, когда был дан старт кампании по дискредитации 74-летнего периода истории государства.
Массированным применением медийных средств "советский" миф был заменен "антисоветским". Кавычки здесь вполне оправданны - как показало дальнейшее развитие ситуации, последний оказался и антироссийским, и в целом антигосударственным.
Далекий от просоветских воззрений философ А.Зиновьев, оглядываясь назад, был вынужден признать: "целились в коммунизм, а попали в Россию".
"Советский" исторический миф, при всех его недостатках, подчас глубоко абсурдных ссылках на классиков марксизма-ленинизма и попытках трактовать события с классовой точки зрения, оказался неотделим от истории российского государства.
Вдруг выяснилось, что под косной "партийной" фразеологией и неизбежными, как мировая революция, выступлениями о решениях очередного партсъезда, скрывается совсем другая история. Которую необдуманно выплеснули - не считаясь с последствиями.
А они не заставили себя ждать - в публикациях и международных резолюциях, уравнивающих коммунизм с фашизмом, в ярлыках "тоталитаризм", имеющих исключительно политическое, обвинительное звучание, в расколе общества и невозможности двигаться вперед.
Вдруг оказалось, что без вектора, направленного в прошлое, без понимания и оценки собственной истории невозможно проложить вектор в будущее. И, что не менее страшно, дать оценку настоящему, ответить на вызовы сегодняшнего дня.
Потому что массовая история - это всегда и идеология. Создавая образ истории, отвечающий на вопросы прошлого, адекватный вызовам сегодняшнего дня и позволяющий наметить будущие шаги государства, важно понимать: одновременно идет и идеологическое строительство.
Именно поэтому массовая история столь важна. И именно поэтому в ходе демонтажа советского строя и советского народа, в процессе "деидеологизации", удар был нанесен по комплексу исторических воззрений общества.
Прекрасно понимают это и политики сегодняшнего дня. Потому столь хаотичны нынешние попытки противодействия фальсификациям истории. Они вызваны, с одной стороны, той патовой ситуацией, в которую загнал страну "антисоветский" миф.
Сейчас уже только совсем глупый не догадывается, что наше тотальное покаяние за отход от "столбовой дороги цивилизации" – простой инструмент.
Россия, с точки зрения Запада, никогда на эту дорогу и не ступала, являясь вначале одной из самых реакционных монархий Европы, а затем - социалистическим обществом, которое уже самим фактом своего существования, своей явной альтернативой несло угрозу основам буржуазной демократии.
Для Запада наше покаяние - идеологический и политический инструмент утверждения завоеваний холодной войны, легитимации права на "исправление ошибок прошлого" - лавинообразного расширения своей сферы влияния в мире, в Европе и на постсоветском пространстве.
С другой стороны, и полностью отказаться от этого мифа современная российская власть не может. На нем построена легитимность Российской федерации после 1991 года. Он формирует пусть и эрзац-, но идеологию современной страны.
Да, она уже не соответствует реалиям, призывая "искоренить "совок", "вернуться на столбовую дорогу цивилизации" и "слиться в общем европейском доме" на основе демократических ценностей.
Это была идеология антисоветского рывка первых лет "демократии", нацеленная на подавление ростков "просоветской контрреволюции". Сегодня никаких стимулов для движения вперед она дать не в состоянии.
Даже формально установленные перспективы, вроде стремления в Европу, дискредитированы временем. Уже и сами "демократические ценности" показали свою внутреннюю пустоту и инструментальную подоплеку.
Но ничего другого у нас нет. Невозможен выход из антисоветского мифа в никуда – он приведет к реставрации советского мифа.
Вызванные внешнеполитической конъюнктурой попытки разложить по полочкам обстоятельства заключения Договора о ненападении между СССР и фашистской Германией 1939 года ("Пакт Молотова-Риббентропа") привели к "неожиданным" последствиям – реабилитации в массовом сознании сталинской внешней политики.
Да и сам Сталин "вдруг" оказался вовсе не такиммракобесом и безумцем, как рисовала его пропаганда.
Либеральная общественность правильно заливается про "реабилитацию Сталина" – именно она, таким образом, и происходит. А затронут лишь один из небольших элементов отечественной истории. За ним может потянуться длинная цепочка – но нужно ли, выгодно ли ее вытягивать?
Вытягивать ее страшно, потому что в перспективе именно "просоветская контрреволюция" и маячит. Но если сталинская политика действительно вполне соответствовала моменту? И вперед двигаться нужно, и снова перед нами "советско"-"антисоветский" пат.
Россия попала в историческую ловушку – в прямом смысле этого слова. Мы встали перед объективной необходимостью восстановления собственной истории, но не представляем себе, на какой основе.
"Антисоветский" исторический миф доказал свою гибельную для страны роль. Возвращение в "советскую" историю невозможно так же, как невозможно восстановление "того" СССР - пройдена точка невозврата.
Общество расколото на в целом антисоветскую элиту и просоветское, ностальгирующее по временам СССР большинство.
И со всем этим грузом нам требуется все-таки двинуться вперед. А значит, время думать об идеологии. Или истории – назовите, как хотите. Просто время эрзацев вышло.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.