Может ли правозащитник стать преступником? Вполне. Профессиональная занятость человека (а правозащитная деятельность в этом отношении ничем не отличается от работы повара или модельера) не может повлиять на образ его мыслей, мировоззрение и уберечь от противозаконных поступков. Однако отечественные оппозиционеры, выискивая соринку в глазах своих оппонентов, решительно не желают замечать бревна в собственных очах.
"Художник неподсуден" - под таким лозунгом проходят пикеты солидарности с новосибирским неформалом Артёмом Лоскутовым, обвиняемом по ч.1 ст.228 УК РФ ("Незаконное приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере").
"Требуем прекратить практику уголовного преследования активистов демократической оппозиции", - говорят оппозиционеры, считая, что лидер петербургского отделения ОГФ Ольга Курносова имела полное право на покупку и вывоз из Астрахани 500-граммовой банки браконьерской чёрной икры. Случай для Астраханской области вполне рядовой, Сотрудники правоохранительных органов чуть ли не каждый день вылавливают икорных курьеров. Однако сторонниками оппозиции данное происшествие было воспринято как "проявление нелепого авторитаризма властей".
Подобных примеров можно привести немало. И их список постоянно пополняется.
Моментом истины для правозащитного оппозиционного движения стал случай с екатеринбургским правозащитником Алексеем Соколовым, обвиняемом в совершении преступления, предусмотренного статьёй 162 УК РФ ("Разбой"). Совершёно оно было ещё в 2004 году, когда неизвестные злоумышленники незаконно проникли на территорию ЗАО "Уралтермосвар" в Богдановиче, и, нейтрализовав двух сторожей, похитили имущества предприятия на сумму 1 миллион 148 тысяч рублей.
Дело тогда было приостановлено в связи с недостаточной доказательной базой. Но в марте нынешнего года расследование возобновилось, так как один из нападавших, ранее судимый Беляш, явился с повинной, сдав остальных участников "гоп-стопа." В их числе значился и Алексей Соколов.
Со 162-ой статьей Соколов уже знаком. Именно по ней он был осуждён в 1993 году на семь лет лишения свободы. Отбыв срок, в 2005 году организовал в Екатеринбурге СООО "Правовая основа" и стал заниматься защитой прав заключенных. В конце 2008 года был назначен членом наблюдательной комиссии, осуществляющей контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и лидер движения "За права человека" Лев Пономарев убеждены: арест правозащитника "носит заказной характер и связан с его общественной деятельностью". Такого же мнения придерживаются и в Human Rights Watch.
"Дело против Соколова выглядит политически мотивированным, – заявила Аллисон Гилл, директор московского офиса международной правозащитной организации. – Властям следует тщательно проверить обоснованность обвинения и его возможную связь с той важной работой, которую Соколов ведет в области мониторинга обращения с задержанными и заключенными".
В Общественной палате, по рекомендации которой он и был включен в состав наблюдательной комиссии, за судьбой своего сотрудника также внимательно следят. Но от однозначных выводов пока воздерживаются.
Как пояснила "Правде.Ру" председатель Общественного совета при ФСИН РФ, член Общественной палаты РФ Мария Каннабих, она не видит (по крайней мере пока) в деле с Соколовым политических или связанных с его профессиональной деятельностью мотивов.
"Мои коллеги говорят, что его задержание - следствие того, что он нашёл какие-то "интересные" вещи при проверках в следственных изоляторах, колониях и т.п. Я запросила все акты проверок, но их, к великому сожалению, было немного. Акты очень квалифицированные, грамотные, но каких-то острых моментов там нет, всё какое-то заурядное: шкафчиков нет, фельдшер не пришёл, что-то ещё. Нарушения есть, но не настолько существенные", - сказала она.
Оппозиционеры также считают, что если судебное разбирательство докажет причастность правозащитника к разбою, на федеральном уровне разразится нешуточный скандал, поскольку полномочиями члена ОНК Соколова наделила Общественная палата РФ, что, видимо, автоматически должно подчёркивать его благонадёжность.
"Ситуация сложная и, к сожалению, мы обречены на такие истории, - считает член Комиссии ОП по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и
"Формально мы не имеем права лишать человека этой возможности, поскольку он искупил свою вину и никаких претензий к нему быть не может, а не допускать его в эту работу, значит ущемить его права. Да и что греха таить, они, бывавшие в этих местах, лучше других знают, какие там могут быть нарушения. Но, к сожалению, в силу их прошлого и даже настоящего, подобные истории неизбежны", - говорит она.
По словам Марии Каннабих, подтвердить или опровергнуть предъявленные уральскому правозащитнику обвинения до суда не представляется возможным. "Поэтому мы наблюдаем за его судьбой, он наш человек, так что не бросим его одного на произвол судьбы", - подчеркнула она.
Ольга Костина, в свою очередь, считает случившееся хорошим уроком, поскольку сейчас "можно отработать ситуации, чтобы в будущем те наши коллеги, которые будут входить в эти комиссии, не попадали в истории вот такого рода".
Похожий случай, кстати, произошёл в Волгограде, где действует организация социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу. Возглавляет её некто Игорь Нагавкин, у которого были личные счёты с пенитенциарной системой. Впрочем, это обстоятельство не помешало ему использовать полученный статус правозащитника в коммерческих целях.
"В августе 2008 года он [Игорь Нагавкин] оказался в Москве, где и познакомился с заместителем председателя правления фонда «В защиту заключенных» Львом Пономарёвым, - пишет газета "Век". - Московский правозащитник и его волжский коллега заключили соглашение: движение «За права человека» выдвигает его кандидатуру в региональную наблюдательную комиссию от Общественной палаты, а Игорю Нагавкину в обмен на эту услугу поручается оказывать помощь и содействие осуждённому Зубайру Зубайраеву, отбывающему наказание по приговору Верховного Суда Чеченской республики за незаконное хранение оружия, создание незаконного вооруженного формирования и покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов".
Увы, но нечистые на руку люди попадаются и в правоохранительных органах, и в чиновничьей среде. Не являются исключением и правозащитники, а также лидеры и активисты оппозиционных власти структур. И борьба с коррупцией в их рядах представляется не менее важным делом.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.