Безработица как средство политического пиара?

Охвативший весь мир финансовый кризис не обошел стороной и Россию. Некоторые отечественные предприятия вынуждены сокращать производство, отправлять рабочих в вынужденные отпуска и даже идти на крайние меры – увольнять своих сотрудников. В связи с этим сегодня в нескольких городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Хабаровске, Таганроге и Твери проходят митинги против роста безработицы и понижения заработной платы.

О реальной ситуации с безработицей на местах, о целях, которые перед собой ставят профсоюзы, а также о попытках разных политических сил оседлать «кризисную волну» в интервью «Правде.Ру» рассказал политолог, директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

- Борис Юльевич, действительно ли на крупных предприятиях сейчас фиксируются массовые увольнения или все же в данном случае речь идет о нагнетании обстановки и попытках использовать кризис в политических целях?

- К сожалению, увольнения сейчас являются реальной проблемой. Мы имеем списки уволенных или подготовленных к увольнению людей на целом ряде предприятий, в том числе и в автопроме. Здесь нет никакого преувеличения. Идут увольнения на том же самом «АвтоВАЗе», где несколько сот рабочих уже остались без работы. Но проблема в другом. Протестовать нужно не вообще против безработицы, а против отсутствия или недостаточности мер, которые принимаются для защиты рабочих мест и помощи безработным.

В этом смысле уже идут определенные дискуссии в профсоюзном движении о том, чего именно профсоюзы должны требовать. На мой взгляд, существуют два разных подхода. Один – это подход политических движений, которые в данный момент пытаются использовать тему безработицы для самопиара. Другой подход характерен для профсоюзных лидеров – он состоит в том, чтобы выработать конкретные требования и предложения к правительству по защите рабочих мест. В частности, такой подход был сформулирован Межрегиональным профсоюзом работников автопрома.

Надо заметить, что в разных городах отношения к проведению подобных протестных митингов разное. К примеру, в Москве политические силы принципиально не приглашены, потому что Конфедерация труда не хочет превращать свою кампанию и митинги в площадку для политических игр. В то же время петербургские профсоюзные лидеры решили, что они должны пригласить всех, максимально расширив площадку.

Профсоюзы, входящие во Всероссийскую конфедерацию труда (ВКТ), являются достаточно демократической организацией, они не навязывают региональным структурам каких-то жестких правил. Но в целом, позиция ВКТ состоит в том, чтобы не превращать подобные кампании в пиар политических партий.

- Сейчас митингующие выступают с довольно абстрактными требованиями – не увольнять, повысить зарплату и так далее… На ваш взгляд, с какими требованиями должны выступать профсоюзные движения, чтобы их услышали?

-  Первое, чтобы помощь частным компаниям оказывалась со стороны государства только при условии сохранения рабочих мест. Такая практика существует во Франции. В России подобного рода условия не ставятся. Второе, не ставится вопрос об адекватной помощи безработным. Минимальные размеры пособия вообще смешные, менее тысячи рублей. В провинции на эти деньги жить нельзя. Можно предъявлять государству конкретные требования, которые выполнимы. Эта проблема может быть адресована всем политическим партиям. Почему они так много говорят и так мало делают?

- Стоит ли ожидать быстрого эффекта от подобного рода митингов и протестных акций, устраиваемых профсоюзами сейчас?

-  Чем эти выступления будут более конструктивными и массовыми, тем больше к ним будут прислушиваться. При этом они должны сочетать в себе конструктивность и массовость. Если они смогут добиться того и другого одновременно, то эффект будет. Люди тоже понимают, что нет смысла протестовать просто против дождя.

У этих митингов есть перспективы, если они будут ориентированны на выдвижение конкретных выполнимых обсуждаемых требований. Механизм в принципе начал намечаться. Это механизм прямых многосторонних переговоров при решении подобных проблем. К примеру, если мы хотим спасать автопром, то на переговорах должны быть представители правительства, работодателей, профсоюзов, включая Федерацию независимых профсоюзов России и свободных профсоюзов. Они вместе должны принять совместную программу, которую можно выполнить и она будет включать защиту рабочих мест, которая бы не наносила ущерб потребителю.

Ключевой момент во время кризиса – это добиться создания механизма согласования различных интересов.

- Как вы считаете, удастся ли неким политическим силам использовать кризис и, в частности, непростую ситуацию в сфере занятости в своих политических целях?

- Вряд ли. Например, в компартии сейчас наблюдается собственный острейший кризис. Фактически мы имеем раскол КПРФ в Санкт-Петербурге, в Москве, в Воронеже, в Вологде, в Карелии. В компартии возникает очень сильная напряженность, связанная с несогласием между значительной частью местных организаций и общей политикой Геннадия Зюганова. В этой ситуации думать о каких-то успехах партии или об использовании кризиса не приходится. Лидерам КПРФ важен лишь только собственный пиар. Им абсолютно не важны ни результат, ни цели выступления…

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить