Правый фланг отечественной политики представляет собой сегодня весьма своеобразный конгломерат партий и движений, общая поддержка которых населением стремится к нулю. Не так давно произошло очередное объединение демократических «несистемных» сил – на этот раз в движение «Солидарность». И вновь в стане демократов наступила тишина. О перспективах нового объединения, правой политики и правых политиков в России «Правде.Ру» рассказала Ирина Хакамада.
- Вы больше не занимаетесь политикой. Но все-таки, как у человека, искушенного в политических тенденциях, мы хотели бы поинтересоваться вашим отношением к недавно созданному движению «Солидарность». Ведь это уже не первая попытка объединения демократов...
- «Солидарность» - это объединение внесистемной либеральной оппозиции, где стержнем является Гражданский союз Гарри Каспарова. Проблема «Солидарности» заключается в том, что, во-первых, не произошло объединения всей оппозиции. То есть я не понимаю, что происходит с «Яблоком». С СПС уже все понятно, там хотя бы честная открытая позиция, что они с властью, но в управляемой альтернативной программе либерализма. А с «Яблоком» не ясно.
Во-вторых, внутри «Солидарности» очень много разных течений, левых, правых и так далее. То, что «Солидарность» не хочет участвовать в выборах, не хочет регистрироваться, а собирается заниматься только митинговой уличной деятельностью - это совершенно естественно для них. То есть, больших перспектив пока нет, но по мере того, как будет ухудшаться положение людей, может быть, они и будут постепенно пользоваться какой-то популярностью. Но очень неширокой.
Сильно воздействовать на людей они не могут по одной простой причине: все ключевые фигуры все равно из прошлого – Каспаров, Немцов и т.д. И у людей это ассоциируется как с разочарованием в том, что было в демократии, так и с перекладыванием, в том числе, и на сегодняшние проблемы. Поэтому у «Солидарности» такой очень узкий ограниченный спектр радикального митингового движения.
- Неоднократные попытки демократов создать жизнеспособную организацию не увенчались успехом. Может быть, это и стало основной причиной вашего ухода из политики?
- Когда человек совершает такие радикальные шаги как я, это результат сложного переплетения всего, включая и то, что вы сказали. Но однозначно на это нельзя ответить. Просто я поняла, что мое политическое время закончилось. Оно, может быть, как раз начинается для демократов, но новых и других. За мной слишком длинный шлейф того, что было раньше, и я больше не хочу слышать в свой адрес как политика, что «вы уничтожили великую Россию», «вы там с Ельциным чего-то в куски порубали» и т.д.
Мне это все надоело. Наверное, это совершенно правильное решение, потому что если мы хотим создать демократическую альтернативу, то ее должны возглавлять люди, к которым никто не будет предъявлять претензии за прошлое.
- И последний вопрос. Может быть, он немного некорректен, но все же хотелось бы его задать. Не присуща ли некоторым российским политикам определенного рода ветреность? Например, тот же Гарри Кимович Каспаров за последние три года побывал в числе основателей и руководителей не менее чем пяти организаций - от «Комитета-2008» до «Солидарности».
- Я не люблю обсуждать, но могу сказать, что у демократов действительно есть проблема - у них отсутствует культура формирования института лидерства. Это их беда. Этот институт у них отсутствует, он основан только на личных амбициях, и никак не основан на политической целесообразности.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.