В 2006 году лидеры и рядовые члены большинства националистических группировок испытывали настоящее головокружение от успехом. В 2007 году праздничная эйфория сменилась разочарованием и поиском новых путей развития. 2008 год прошёл под знаком многочисленных расколов и общего уныния. Не внушает оптимизма и год наступивший...
Здесь следует пояснить: как такового общего националистического движения в России нет. Есть отдельные группы граждан, объединённых по принципу интересов - будь бытовой шовинизм, гитлеропоклонство или же то и другое вместе взятое. Сотни мелких групп со своими мелкими лидерами и не менее мелкими амбициями. И в качестве противовеса - несколько человек, рассчитывающих собрать вокруг себя все эти группы с целью создания единой мощной организации. В идеале - политической партии.
Прежние варианты в виде РНЕ, НДПР и т.п. бронтозавров отечественного национализма уже не играли той роли, которую бы хотелось их лидерам. Всё, на что хватало Александра Севастьянова и ему подобных, так это вздыхать о былых днях политической юности и жечь глаголом. Последнее, как правило, выглядело эффектно, но не эффективно.
В этих условиях на первый план выдвинулись те, кто сделал ставку в первую очередь на информационную среду и некий экшн, оставив решать вопросы идеологии русского национализма философам и литераторам. Так появилось Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ).
Именно благодаря следованию законам пиар-менеджмента лидерам ДПНИ удалось при относительно небольшой численности организации добиться признания в медиа-сообществе, создав своего рода организацию-фантом. Отныне русский национализм ассоциировался с ДПНИ, а ДПНИ - с русскими националистами.
Единственная проблема, которая стояла перед лидерами Движения - свести к минимуму неизбежно возникающие в таких случаях конфликты. И если в конце 2006 года на фоне Кондопоги и "русского марша в метро" их удавалось гасить, то в дальнейшем лидеры движения столкнулись с непреодолимыми препятствиями.
В 2007 году все силы ДПНИ были брошены на создание политической партии "Великая Россия". Координаторы Движения получали более чем приличные зарплаты, появились деньги на атрибутику, выпуск газеты, шикарный офис и т.д. Но радужным планам националистов не суждено было сбыться. Безусловный лидер националистов Дмитрий Рогозин получил предложение от которого не смог отказаться и... пузырь лопнул: исчезли деньги, партия, офис, газета и... вера. Очень многие почувствовали, что их очень сильно обманули. И это самое мягкое из перечня подходящих к данному случаю определений.
В некоторой прострации находились и руководители ДПНИ, принявшиеся искать крайних среди своих же соратников. Так что попытка "тайного визиря" ДПНИ Владимира Басманова (Владимир - младший брат Александра Поткина) реструктуризировать организационную систему ДПНИ посредством создания "очагов" была встречена в штыки. Басманова обвинили в предательстве, попытке узурпации власти и сотрудничестве со спецслужбами. Так что в 2008 год ДПНИ вошло в состоянии, близкому к полуобморочному.
Первым взбунтовалось московское отделение ДПНИ, признав решение Басманова о его роспуске незаконным и решило восстановить работу московского совета, потребовать созыва ЦС и дачи оценки действиям Басманова. Вся эта внутренняя возня в итоге привела к расколу организации на т.н. поткинское ДПНИ и Моссовет, впоследствии ставший базой для создания Русского ДПНИ. Раскол ещё более тяжёлый и потому, что многие члены ДПНИ не захотели иметь ничего общего ни с теми, ни с другими.
ДПНИ-1 и ДПНИ-2 провели свои съезды, провозгласив единственными наследниками популярного бренда и... успокоились. На какую-либо реальную деятельность не было уже ни сил, ни средств.
Дальнейшая история существования всех без исключения ДПНИ (как ни странно, но уже расколовшиеся вроде бы организации продолжали дробиться уже внутри себя) напоминала агонию. Не помог и "Русский марш", ставший визитной карточкой националистов. Неосведомлённым во внутренней кухне национал-патриотов наблюдателям было достаточно сложно разобраться как в многообразии оргкомитетов "Русского марша" и идентифицировать прошедшие в этот день акции.
Если, к примеру, шествие "Народного союза" по набережной Тараса Шевченко ещё хоть чем-то напоминало "Русский марш", то акция поткинского ДПНИ, сделавшего ставку на провокацию, получила и соответствующую оценку со стороны СМИ. Никто не понял зачем, собственно, лидеры ДПНИ собирали своих сторонников у метро "Арбатская", но бег с препятствиями по арбатским переулкам оказался для младопатритов игрой вполне себе увлекательной. И даже последующее пребывание в милицейских участках воспринималось как неслыханное проявление героизма.
"Победа" 4 ноября оказалась пирровой. Получив хорошую прессу в этот и следующий день, националисты очень быстро ушли в тень. Иначе говоря, о них просто забыли, поскольку говорить, в общем-то, оказалось не о чем.
Поткин и компания наступили на те же самые грабли, которые в кровь разбили лоб "несогласным". Сделав ставку на скандальные, несанкционированные шествия без ярко выраженных целей и лозунгов, деятельность движения разбилась на отдельные, никак не связанные между собой эпизоды. Да и заявления инициаторов как "марша несогласных", так и русского марша по версии ДПНИ были фактически идентичны: мы будем проводить несанкционированные шествия ежемесячно, еженедельно, ежедневно, ежечасно...
Всё, тупик.
Подводя итоги и пытаясь найти хоть какой-то позитив в деятельности националистов, можно лишь отметить, что проблемой нелегальной иммиграции и вопросами межнациональных конфликтов всерьёз озаботилась и власть. Разница лишь в том, что государство решает все возникающие на эту тему вопросы по максимуму рационально, руководствуясь государственными же, а не частными интересами.
"Миграционный вопрос поднимают отнюдь не только политические маргиналы и экстремисты. В этом смысле на самом деле значительная часть националистических организаций, откровенно говоря, растерялась. Растерялась в том смысле, что они вдруг поняли: козырные карты, которые позволяли привлечь к себе общественное внимание и чувствовать себя некими лидерами общественного мнения, теми, кто говорит ту правду, которую все остальные замалчивают и т.д., это эксклюзивное право теперь исчезло", - считает журналист Егор Холмогоров.
Лидеры ДПНИ, почуяв уходящую почву из под ног, отбросили ныне неэффективную тему нелегальных иммигрантов из стран СНГ и бросились защищать других нелегалов, пристроившись в хвост движения автомобилистов против повышения пошлин на иномарки. Чем пробежавшая пару сотен тысяч километров по извилистым дорогам Японии "Тойота" лучше гастарбайтера из Таджикистана - этот вопрос они предпочитают оставлять без ответа. "Мы не будем ездить на русском хламе" - скандировали сторонники "России для русских". Вряд ли после этого кто-то из националистов сможет называть себя русским. Очень сомнительно.
Не лучше обстоят дела и у "легальных" националистов. Последняя официально зарегистрированная партия националистов "Народный союз" Сергея Бабурина тихо и незаметно сдала свои позиции объявив о самороспуске. Тем самым был поставлен крест на политических перспективах идеологии русского национализма, какие бы он формы - ультра-агрессивные или же европейски-цивилизованные - не принимал.
Произошло естественное сращивание русской национальной идеи с идеологией как действующих политических партий, так и власти. Произошёл, если хотите, естественный отбор действительно важных для самосознания гражданина России элементов, утраченных во времена либеральных реформ.
Отдельные представители националистических движений уже встали на путь сотрудничества с властью, прекрасно понимая, что ни у кого нет права на провозглашение эксклюзивной национальной идеи. Другие, в том числе и ДПНИ Александра Поткина и "Славянский союз" Дмитрия Дёмушкина окончательно впали в маргинальность, провозгласив тезис о том, что любая власть, которая сейчас находится в Кремле, по определению антирусская, поэтому с ней надо бороться ее любой ценой. В том числе, как заметил Егор Холмогоров, и ценой союза с врагами России из лагеря "несогласных". Но в этом случае говорить о идеологии национализма уже не приходится.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.