Депутат Госдумы, член фракции "Справедливая Россия" Евгений Ройзман не вошёл в свердловский предвыборный список "Справедливой России" на предстоящих в декабре выборах в Государственную думу. Мимо списка пролетел и ещё один из лидеров свердловских "эсэров" певец Александр Новиков. Слухи о том, что Ройзман и Новиков не войдут в тройку региональных лидеров в родной Свердловской области появились ещё в начале сентября, однако Евгений Вадимович до последнего надеялся, что Сергей Миронов не способен на предательство по отношению к своим соратникам. Однако в день проведения II съезда партии "Справедливая Россия" стало известно, что Ройзмана и Новикова вычеркнули из списков. О подоплёке конфликта, своих планах на будущее и оценке сложившейся ситуации в "Справедливой России" Евгений Вадимович подробно рассказал корреспонденту "Правды.Ру".
- Я не в списке – потому, что очень высокий рейтинг. Самый высокий рейтинг у «Справедливой России» был в Свердловской области. Для меня это не стало сюрпризом – я все знал заранее. Но меня задело другое. Наша региональная организация, в которой больше восьми тысяч человек, провела конференцию, и люди высказали свое мнение. Но в Москве их посчитали за быдло, и просто ноги об людей вытерли. Представили свой список. Они, видимо, считают, что мы у себя на Урале не понимаем, что нам нужно. А они вот в Москве лучше понимают.
Однако голосовать-то у нас будут свердловчане, а не москвичи. Но в нынешней ситуации шансов у «Справедливой России» в Екатеринбурге нет. Теперь я прекрасно понимаю своего однопартийца из Красноярска Валерия Зубова. Выборы – это война. Это очень жесткая война. Пусть и локальная, но война. И там ставки очень высоки, там твоих мочат, а избиратели за тебя костьми ложатся. Поэтому ты должен понимать, куда ты этих людей ведешь. А когда ты не понимаешь, куда их ведешь, и планы руководства меняются каждый день, и тебе говорят «ребята, вы что-то много набираете, осадитесь!» - кому охота с такими людьми работать. Я теперь очень хорошо Зубова понимаю.
Нам предложили такой список по региону, который ни я, ни мои сторонники не могут поддерживать. Я не могу себе такого позволить. Поэтому мне предстоит принять решение (о выходе из партии – Ред.). Я буду принимать его лично, опираясь на мнение своих избирателей. Об моих избирателей Центральный комитет просто вытер ноги и посчитал за быдло. Но мы можем доказать, что мы люди, что мы не было, и что с нами надо считаться. И это отдельный разговор.
Пойду ли я в политику другим путем? Нет, потому что я – не политик, мотивации у меня особой нет. Когда я шел на выборы в 2003 году, то давили лично на меня. Но, тем не менее, я выдержал и лично набрал 40% голосов. Набрал больше, чем все конкуренты вместе взятые – несмотря на то, что давили. В 2006 году мне Миронов лично, еще по партии Жизни, предложил идти вместе. И я его поддержал. Нас с Сашей Новиковым так давили – прямо катком ехали. Людям ломали бизнес, арестовывали, просто не давали работать. Но мы вытерпели и провели двух человек. Моги бы и третьего провести.
А в нынешней ситуации давили не на нас и, соответственно, решение принимали не мы. Если бы давили на нас, то мы бы и принимали решение. Мы-то всякое в жизни видели. А тут был, своего рода экзамен на аттестат зрелости, и не все его выдержали.
- Как вы оцениваете ситуацию с московским списком? Все ждали, что его возглавит Александр Лебедев. Но вдруг возник министр Соколов…
- Да, все ожидали, что список возглавит Лебедев. Но вы же понимаете ситуацию: совершенно разная харизма, совершенно разная личная мощь. Хотя Соколов – хороший мужик. Но возможности у людей разные. С Лебедевым, насколько я понимаю, вели какие-то переговоры. Думаю, что тут были и ультиматумы, и какие-то серьезные консультации, и какой-то торг на самом высоком уровне. Я это допускаю – это политика.
Лебедев достаточно аккуратно отошел в сторону: ушел из списка, ушел из активной работы. Я к нему отношусь с уважением. Он – харизматичная личность, и человек, который способен сделать много хорошего. И конечно, партия очень многое потеряла.
- Почему Ирина Рукина не заняла место Лебедева? Ведь ее знают и уважают москвичи?
- Я слышал, о ней хорошо отзываются. Тут я могу только свое предположение высказать. Думаю, что будет меняться кабинет министров, и вполне возможно, Соколову там не будет места. Это тоже какой-то элемент торга. Человеку ищут какое-то место. Это – политика. Я высказал свое предположение. Но в Москве – Ирина Рукина, а у нас восемь тысяч человек, которые единогласно проголосовали, чтобы я возглавил региональный список. Здесь в Москве об моих избирателей просто вытерли ноги. А вообще все зависит от личных качеств участников соревнований. Я понятно сказал?
- Пойдете ли вы на выборы мэра Екатеринбурга?
- У меня особо мыслей-то таких не было. Но я не вижу там достойных кандидатов, кто может выиграть у действующего мэра. Если я пойду, то я выиграю. Но у меня нет особого желания, у меня нет этой мотивации. Мне хочется быть частным человеком, заниматься наукой, заниматься спортом и писать стихи. В Госдуму я попал случайно – по воле обстоятельств. И была возможность еще раз туда зайти, потому что много осталось несделанного. Но, скорее всего, я уйду в частную жизнь. А до марта – еще очень большое расстояние. Надо еще физически дожить. Поэтому никуда не торопимся.
- На кого вас поменяли?
- Даже не хочу об этом говорить. Я не удивлюсь, если узнаю, что там два места были куплены за деньги. Не удивлюсь – у меня есть свои такие предположения. Одного человека я считаю интриганом. Пока мы все работали в полях и накачивали «Справедливую Россию», он отирался в Москве. Это – человек из Москвы, которого мы на Урале знать не знаем: непонятно кто. Еще там будет Валерий Александрович Черешнев – человек достойный, но не свердловчанин. Он пермяк, председатель уральского отделения Академии наук. И у него тоже достаточно сложная ситуация. Я не уверен, что при таких раскладах можно преодолеть 7% барьер.
- Считаете ли вы сегодняшний инцидент оскорблением для себя?
- Да. Это именно личное оскорбление, потому что просто оскорбили моих избирателей. И потом, я работал по-честному, я не совершил ни одного недостойного поступка. Поэтому считаю это личным оскорблением для себя.
- Останетесь ли теперь в партии?
- Мне предстоит принимать решение.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.