«К избирательной кампании в Госдуму «Союз правых сил» должен преодолеть внутренние разброд и шатания», - заявил на пресс-конференции в «Комсомольской правде» секретарь президиума ФПС «СПС» по электоральной политике Антон Баков . Многие эксперты считают, что для этого необходимо срочно собрать внеочередной съезд партии и внести изменения в устав.
Дело в том, что «Союз правых сил» является единственной политической партией, устав которой позволяет её членам не выполнять решений съездов и федерального политсовета. Нынешний лидер СПС Никита Белых почему-то считает это большим плюсом возглавляемой им организации. «Мы – либеральная партия. Поэтому разные точки зрения для нас абсолютно естественны и необходимы. Да, мы единственная партия, в уставе которой написано, что член партии может не подчиниться решению руководства. Мы считаем это нашим преимуществом, а не недостатком», - заявил он «Правде.Ру».
Но события последнего времени дают основания полагать, что Белых в присущей ему манере лукавит. Тем более, что ему хорошо известен опыт европейских правых партий, участвующих в избирательном процессе. Там меньшинство после демократического принятия решения высшим органом подчиняется ему, а в случае несогласия и соответствующих действий либо уходит из партии, либо из неё исключается.
В «Союзе правых сил» из-за «уставного либерализма» сложилась предельно скандальная ситуация, которая уже изрядно подорвала авторитет партии среди избирателей. Речь идёт о конфликте между федеральным руководством и частью деятелей московской организации по важнейшему политическому вопросу – отношения партии к форуму радикальной оппозиции « Другая Россия ».
Конфликт этот наметился ещё в июле прошлого года, когда состоялась учредительная конференция «Другой России». Тогда федеральный политсовет принял решение официально не посылать своих представителей на акцию Касьянова, Каспарова и Лимонова, объяснив это нежеланием участвовать в политшоу деятелей экстремистского и националистического толка. Особое возмущение у либералов вызвало приглашение на конференцию «Другой России» лидера «Трудовой России» Виктора Анпилова. А давняя союзница СПС, лидер «Демократического союза» Валерия Новодворская даже пикетировала конференцию «другороссов» с призывом «Не ходите на совет нечестивых!»
Пробить такое решение Белых было нелегко. Руководители московской организации СПС Иван Новицкий, Зоя Шаргатова и другие дали понять, что не одобряют отказ от взаимодействия с каспаровской структурой, а, наоборот, считают его весьма перспективным. Белых и Гозману пришлось срочно затеять выездные политсоветы, чтобы показать – большинство региональных организаций партии категорически против каких-либо контактов с «Другой Россией». На одном из таких политсоветов в Астрахани и было принято упомянутое решение.
Оно было вполне демократическим образом подтверждено и на съездах «Союза правых сил» в сентябре и декабре 2006 года. На них Никита Белых довольно аргументировано дал понять, что СПС является серьёзной оппозиционной силой, которая выступает не столько против Путина, сколько за продвижение конкретных законодательных инициатив – по ситуации в армии, налоговой реформе, пенсионному обеспечению и так далее. Посему либералы никаким боком не могут сотрудничать со становящейся всё более экстремистской и призывающей к «уличным протестам» «Другой Россией».
«Деятелям « Другой России » нужны великие потрясения! Нам нужна великая Россия!» - весьма уместно вспомнил тогда Столыпина Белых. Его позицию поддержало подавляющее большинство региональных организаций.
После съездов «несогласные» в московской организации активизировались. Причём больше всего шумела всякая политическая мелкота типа лидера некоего движения «Оборона» Олега Козловского и депутата муниципального собрания «Дорогомилово» Зои Шаргатовой. Их вовсю пиарил один из бывших руководителей СПС, а ныне сподвижник Касьянова по «Народно-демократическому союзу» Иван Стариков, утверждавший, что московская организация СПС – самая демократическая и эффективная.
Сами же московские либералы капитально переругались и раскололись. Часть из них завалила письмами Белых и Гомзана с требованиями разобраться в ситуации и изгнать из партии союзников экстремиста Каспарова и шовиниста Лимонова . Казалось бы, после таких обращений взять и провести экстренный съезд, привести устав в плане внутрипартийной дисциплины к нормальным стандартам и выгнать из партии тех, кто не хочет выполнять демократически принятые партийные решения. Но Белых и Гозман проявили подозрительную трусость.
Они затеяли перерегистрацию членов московской организации СПС . Хотя она и прошла без нарушений устава, но привела к скандальному конфузу – из 2400 членов, которые были ещё в декабре 2006 года, осталось всего 905 человек. По итогам перерегистрации федеральный политсовет принял решение полномочия руководства московской организации прекратить и созвать новую конференцию.
Естественно, «несогласные» во главе с Иваном Новицким и Зоей Шаргатовой пытались устроить пиар-шумиху, чтобы обвинить Белых и Гозмана в предательстве идеалов демократии и выполнении заказа Кремля. Активная поддержка этих деятелей со стороны Ивана Старикова ещё раз подтвердила, что за «свободомыслием» части московских либералов видна известная рука кукловодов «Другой России».
Отказавшись от проведения экстренного съезда, Белых и Гозман завели партию в тупик. Как показала их интернет-конференция 23 мая, они не в состоянии конструктивно разрулить кризис в московской организации, хотя уже всем ясно, что это – не техническая проблема, а важнейший для будущего партии политический вопрос. Тем более, что «несогласные» намерены и дальше затягивать и осложнять ситуацию, напоминающую пресловутый «гордиев узел».
Против созыва экстренного съезда больше всего возражает главный идеолог СПС Леонид Гозман, для которого он должен стать последним. Из бесед с представителями региональных отделений партий в кулуарах декабрьского съезда можно было понять, что недовольство Гозманом уже переходит критический уровень. Ему могут припомнить многое – от демонстративной поддержки директора т.н. «Сахаровского центра» Юрия Самодурова до бессмысленных благоглупостей проекта партийной программы «Горизонт-2017».
Кстати, именно Гозман был одним из авторов пресловутого пункта в уставе, разрешающего членам партии не выполнять решения руководства. «Я, как участник учредительного собрания съезда «Союза правых сил», был среди тех, кто с большой дракой отстоял эту поправку не исполнять решения партии теми, кто с ними не согласен. Но это не означает, что член партии может противодействовать решениям партии. Это означает, что он может их лично не исполнять», - ответил Гозман на вопрос «Правды.Ру» во время интернет-конференции.
Вот она логика «по Гозману»! Член СПС не имеет права противодействовать решению партии не сотрудничать с «Другой Россией» и не участвовать в «Маршах несогласных». И одновременно он может не выполнять эти решения, сотрудничать с «Другой Россией» и ходить на « Марши несогласных ».
Кстати, сейчас Гозман запамятовал, кто ещё поддерживал в 1999 году пресловутую поправку. А это были его большие друзья из « Либеральной России » – Виктор Похмелкин и Владимир Головлёв. Последний, напомним, был депутатом прошлой Госдумы от СПС, которая лишила его депутатской неприкосновенности в связи с возбуждением целой серии уголовных дел по экономическим преступлениям. А в августе 2002 года, когда в прессе замелькали сообщения, что «следствие по делу Головлёва подбирается к Чубайсу», скандального депутата убили. Хорош был соратник у Гозмана во время выработки партийного устава, нечего сказать!
23 июня должен состояться расширенный политсовет СПС. Как стало известно «Правде.Ру», на нём несколько региональных организаций планируют потребовать проведения уже в июле чрезвычайного съезда партии, чтобы к осени либералы могли очистить свои ряды от политических авантюристов и провокаторов и выйти к своему избирателю партией с ясной и конструктивной программой, а не с набором полубредовых тезисов демагогического характера.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.