Все, кто побывал на минувшем пленуме ЦК КПРФ смог очередной раз убедиться в справедливости некоторых анекдотов, касающихся довольно непростых, а местами даже комичных взаимоотношений политики с современным искусством.
В этой связи вспоминается довольно бородатый анекдот о Ленине и Луначарском , пришедших на выставку художников-футуристов в Манеже:
«- Ничего не понимаю! - говорит Ленин.
- Ничего не понимаю! - говорит Луначарский.
Это были последние советские вожди, которые ничего не понимали в искусстве».
И действительно, почти все последователи вождя мирового пролетариата, многочисленные вожди большевиков, как ни странно, но разбирались в искусстве куда лучше, чем их современники - поэты, писатели, художники и даже архитекторы. Достаточно лишь вспомнить историческую встречу Никиты Хрущева с творческой интеллигенцией в том же Манеже в 1962 году, отразившуюся в очередном бессмертном анекдоте:
«Хрущев осматривает выставку картин в Манеже:
- Что это за дурацкий квадрат и красные точки вокруг?
- Это советский завод со спешащими на работу трудящимися!
- А это что за дерюга, измазанная зеленым и желтым?
- Это колхоз, в котором созревает кукуруза!
- А это что за синяя уродина?
- Это "Обнаженная" Фалька.
- Обнаженная Валька? Да кто ж на такую Вальку захочет залезть?
- А это что за ж... с ушами?
- Это... это... это зеркало, Никита Сергеевич!»
Вот и Коммунистическая партия РФ во главе со своим бессменным лидером и лауреатом Шолоховской премии Геннадием Зюгановым на днях отличилась на ниве интерпретации современного искусства. Как оказалось, вождь коммунистов (а именно он озвучивал перед делегатами пленума доклад «О задачах партии по защите русской культуры как основы духовного единства многонациональной России») является тонким ценителем Пушкина, Цветаевой и даже митрополита Иллариона – автора бессмертного древнерусского «Слова о законе и благодати».
А вот массовой культуре - поставангардизму и постмодернизму - опять не повезло. Эти популярные направления в современном искусстве вновь были разоблачены и, как следствие, заклеймены как «идеологически чуждые» и даже как «вредные для русского народа».
Впрочем немудрено, ведь по результатам прошедшего пленума окончательно стало ясно, что именно КПРФ , «впитавшая», как отметил Зюганов, «в себя боль за поруганное отечество и олицетворяющая всю горечь оскорбленной русской души, весь накал святого народного гнева», больше всех остальных политических сил страны претендует на выражение национальной идеи.
«Сплав этих чувств с марксистско-ленинским учением, с современными политическими технологиями и многовековым историческим опытом России и воплощается сегодня в формулу русского социализма, советской державности и народовластия. Это и есть путеводная звезда наших будущих побед!», - недвусмысленно заявил собравшимся делегатам лидер Компартии.
Говоря же об озаботившем ЦК КПРФ упадке духовности, Геннадий Зюганов также отметил, что для улучшения ситуации в русской культуре, при том что «русский народ оказался в неравном положении в собственной стране», необходимо: адекватное представительство русских - которых, как известно, в стране большинство, о чем неоднократно говорилось на пленуме - в экономике, политике и госорганах, а также устранение препятствий для национально-культурной самоорганизации русских, адекватное присутствие русских в информационной и культурной сферах, принятие мер, наказывающих за любые проявления русофобии, ну и защита соотечественников за рубежом. (Как ни странно, но многим присутствующим подобные тезисы, озвученные Геннадием Андреевичем на пленуме ЦК КПРФ, напомнили культурологическую платформу партии «Родина» образца 2003 года).
Говоря же об искусстве, «нужном народу, строящему русский социализм», Зюганов, надо признать, по многим параметрам превзошел даже своего предшественника Никиту Сергеевича, осматривающего выставку в Манеже и названную впоследствии «Кровоизлиянием в МОСХ»: «Под видом борьбы со всем советским, коммунистическим тяжелым молотом космополитизма стали бить по традициям русского реализма в литературе, музыкальном и изобразительном искусстве, в кино, театре, на телевидении. Стала культивироваться антикультура или «массовая культура». Ее еще называют попсовой. Прозападная власть вывела на оперативный простор поставангардизм и постмодернизм, вдохновители и ревнители которых принялись калечить сочинения литературных гениев, давая им свою извращенную интерпретацию в кино, на телеэкране, театральной сцене. …Модернизм, постмодернизм, авангардизм и, наконец, поп-арт не случайно имеют богатых спонсоров и нагло теснят реализм русской культуры, что не в чести у власти. Все это формы и стили искусства сытых, пресыщенных жизнью».
Видимо, в чисто риторических целях Зюганов заклеймил позором и просветительскую организацию пролетарской культуры – «Пролеткульт», популярную в 20-х - 30-х г.г.: «Под флагом Пролеткульта шла травля выдающихся представителей реализма в литературе и искусстве, в исторической науке. Пытались размыть и уничтожить форму существования русской культуры - реализм, норовя подменить его авангардизмом и модернизмом. Революционный космополитизм деятелей Пролеткульта выразился в их кощунственном лозунге: «Пушкина - на свалку истории». Дело дошло до того, что пролеткультовцы посягнули на святая святых - на русский язык».
Впрочем, справедливости ради отметим, что Геннадий Зюганов в своей критике современного искусства не так и далеко ушел от своего предтечи - Владимира Ильича Ленина. К примеру, Ленин также как и теперь Зюганов, крайне не любил расплодившихся в начале XX века авангардистов. Негативно относился Ильич и к молодому поэту Владимиру Маяковскому. В одном из своих писем в руководство Народного комиссариата просвещения вождь даже яростно требовал не допустить издания поэмы Маяковского «150 000 000».
Так что если сравнить недавнее обличительное выступление Зюганова с классическими тирадами Ильича по поводу современного искусства, то пальма первенства однозначно останется на стороне основателя большевистской партии и первого в истории государства рабочих и крестьян. Достаточно лишь вспомнить о том, как в одной из своих записок к Луначарскому вождь мирового пролетариата указал: «В русской народной песне «Ехал на ярмарку Ванька-холуй, за три копейки показывать х…» больше здравого смысла, чем во всем жестяном громыхании ваших авангардистов».
Но видимо, на поприще отстаивания русской социалистической культуры для Зюганова все еще впереди. И в своей борьбе за истинную русскую духовность, возможную лишь при соединении русского социализма и советской державности, наш борец еще даст жару нынешним авангардистам–постмодернистам с неофутуристами.
Между тем, собравшиеся на пленум со всей страны делегаты встретили почти двухчасовой доклад Зюганова «о задачах партии по защите русской культуры» гробовым молчанием. Несмотря на все свои старания, лидер КПРФ так и не добился аплодисментов - ни разу.
Однако когда после него на трибуну поднялся нобелевский лауреат Жорес Алферов, ему было достаточно лишь продекламировать нелюбимого Лениным и так и не упомянутым Зюгановым футуриста Маяковского: «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза», как зал тут же зашелся от овации и радостных возгласов...
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.