На днях Михаил Касьянов объявил, что к т.н. «форуму « Другая Россия » присоединятся «две политические партии». Очевидно, что речь идет о «Яблоке» и «Союзе Правых Сил», а само событие может произойти на первом заседании «Политического совещания «Другой России» 10 ноября. В последнее время Явлинский и Белых все чаще принимают участие в мероприятиях вместе с лидерами «другороссов». Но далеко не у всех в руководстве СПС сиё вызывает энтузиазм. Об этом наш сегодняшний разговор со старожилом либерального движения Григорием Томчиным, остающимся весьма влиятельным на правом фланге российской политики.
- На выборах 1999 года только что созданный «Союз Правых Сил» получил в Госдуме 8,5 процентов голосов. Многие ожидали, что СПС станет серьезной либеральной силой и хотя бы повторит достигнутое на выборах 2003 года. И вдруг такой провал…
- Выборы 1999 года показали, что у правой, либеральной партии есть социальная база. 8,5 процентов мы получили тогда, когда еще чувствовались последствия дефолта августа 98-ого, нанесшего по бизнесу, прежде всего, среднему и малому, огромный удар. Тем не менее за либеральную программу и ее представителей проголосовало свыше 8 процентов.
В 2003 году СПС проиграл не потому, что была неудачная предвыборная кампания, с этим нелепым роликом лидеров партии, летящих в самолете. Я думаю, что мы проиграли еще в 2001 году, когда из руководства партии и фракции в Госдуме ушел на госслужбу Сергей Кириенко .
Вспомните то время. Тогда у нашей партии, у фракции шла очень конструктивная работа с правительством, с администрацией Президента. Все это вылилось в принятие либеральных по сути Трудового и Земельного кодексов. Нам надо было продолжать вот эту деятельность, перетягивать Путина на свою сторону. Но с уходом Кириенко начались игры на чужом поле, популистские заявления и акции отдельных наших деятелей. СПС стал протестовать там, где можно и нужно было не протестовать. Вот эта игра на чужом поле и привела к тому, что часть своих избирателей мы потеряли, а симпатии тех, кто голосовал за других, не приобрели.
- Вы резко раскритиковали первоначальный проект программы СПС «Горизонт-2017». Прежде всего, за то, что его авторы, в первую очередь, Леонид Гозман, предлагали готовиться к президентским выборам 2016 года, а к выборам ближайшего времени отнестись философски – дескать, все равно проиграем.
- Это совершенно неправильный подход, и многие члены СПС разделяют мое несогласие. Если серьезная партия планирует что-то такое грандиозное совершить через десять лет, то разве может она хоть на год выпасть из политического процесса? Убежден, что, если « Союз Правых Сил » немедленно начнет продуманное обновление и серьезную работу по восстановлению своего имиджа солидной и конструктивной партии, представляющей интересы независимых, ориентированных на свободный труд людей, то на думских выборах 2007 года мы можем рассчитывать на 8-10 процентов голосов.
- Но как выходить к избирателям с производящей странное впечатление программой, где есть, скажем, пункт о национальном представительстве при формировании органов милиции?
- Вы, наверное, судите по первоначальному проекту, который поспешно опубликовали. Но уже к сентябрьскому съезду он был значительно доработан и переработан. На грядущем съезде СПС делегатам будет предложен качественно новый документ с прописанной позицией нашей партии по многим вопросам, в том числе и социального блока.
- На съезде должны окончательно определиться с объединительными делами. Как вы думаете, что решит СПС по поводу объединения с «Яблоком»? Дальше тянуть просто смешно.
- Выскажу пока свое мнение. Никакого объединения с партией « Яблоко » не будет. И не потому, что нашему объединению мешают ставшие уже анекдотом личные амбиции Григория Явлинского . Просто у нас принципиально разные идеологии и, соответственно, разный избиратель.
«Союз Правых Сил» в моем понимании – это классическая либеральная партия, которая готова представлять интересы тех, кто за годы реформ приспособился к новым условиям жизни, нашел в ней свое место и нормально работает. Безусловно признавая ошибки экономических реформ 90-х годов, мы считаем, что в целом они стали благом для России, поскольку позволили довольно быстро преодолеть морок «развитого социализма».
«Яблоко» жепозиционирует себя как социал-демократическая организация с популистским уклоном, хотя на этом поле и без него немало игроков. Отсюда такой негатив к опыту 90-х годов, требования в целях объединения исключить из рядов СПС известных реформаторов.
За «Яблоко», на мой взгляд, голосуют те, кто не смог себя найти в условиях свободного рынка. Это не наш электорат. В объединенной партии СПС просто растворится и потеряет своего избирателя. Мы не можем быть «Яблоком» первого сорта. Мы можем быть «Яблоком» только второго сорта. И кому нужно «Яблоко» второго сорта? Итоги прошедших 8 октября региональных выборов показали, что никому.
- А вот объединениес т.н. «республиканцами»ВладимираРыжкова возможно?
- Начну с того, что объединяться могут только партии. «Союз Правых Сил» прошел нелегкую перерегистрацию, а вот что реально из себя представляет не перерегистрированная Республиканская партия Рыжкова, никто внятно не скажет. Хотя многие догадываются.
Володю я знаю давно, еще с фракции демократов в первой Думе, еще по «Выбору России». Скажу как Станиславский : «Я ему не верю!» У меня есть основания сомневаться в его искренности, в его умении и желании работать в команде. Пока ограничусь вот этим личным мнением.
- Рыжков, похоже, сидит на двух стульях. То с вашей партией заигрывает, то с «Другой Россией». Кстати, может ли измениться отношение СПС к «Другой России» в плане наведения мостов для сотрудничества?
- Не думаю, потому что «Другая Россия» производит странное и малосерьезное впечатление. И туда входит публика, с которой у СПС ничего общего никогда не может быть.
Мы в начале июля долго обсуждали возможность официального участия представителей «Союза Правых Сил» в учредительной конференции «Другой России». Именно я более других был категорически против участия в мероприятии, куда были приглашены такие одиозные фигуры как Лимонов и Анпилов . И абсолютное большинство руководителей региональных организаций партии такую позицию поддержали.
Считаю, что СПС был и должен оставаться партией парламентской борьбы, конструктивной оппозиции. Уличные акции не для нас, тем более, что мы знаем, во что в России перерастал перенос решения политических и экономических проблем на улицу. И как-либо сотрудничать с Лимоновым, не отрицающим, что публично восхвалял Гитлера и национал-социалистов, с Анпиловым, поющим осанну Сталину и Берии , мы, конечно, не можем.
- А что вы думаете по поводу политических перспектив Михаила Касьянова, его президентских амбиций?
- Известно, что сегодня популярность Касьянова минимальна. Его политическая программа малопонятна, пока это набор общих фраз ультраоппозиционного толка. Если Касьянов и его движение проявят себя как инициаторы «оранжевой», цветной революции, то, конечно, СПС это совершенно не подойдет. Ведь наша задача – не смена режима через беспорядки, а продвижение конкретных предложений оппозиции через законы в жизнь – по армейской реформе, по медицине, образованию и так далее.
- Представим, что СПС прошла в будущую Думу. Много голосов вы не получите. Каковы будут ваши действия?
- По моим прогнозам, больше всего голосов опять получит « Единая Россия » - где-то 45-47 процентов. Но конституционного большинства у нее не будет. И по отдельным, наиболее значимым, вещам «единороссам» придется вести переговоры с другими фракциями. Я не исключаю, что это может быть и фракция СПС, потому что в 2000-2001 годах по ряду важных вещей, например, Трудовому кодексу, такое партнерство было. Если, конечно, пройдем.
А тем временем…Как сообщил «Правде.Ру» член ФПС СПС Борис Надеждин , на съезде партии в декабре центральным вопросом станет не столько новая программа, сколько объединение с «Яблоком» и «республиканцами Рыжкова, который теперь активно «шестерит» в «Политсовещании «Другой России». То есть фактически либералы примкнут к «Другой России».
Если это произойдет, то Никита Белых вполне может переплюнуть «политическую проститутку» Троцкого, потому что еще летом говорил о невозможности какого-либо взаимодействия с «другороссами». Но, возможно, на съезде правых произойдет скандал, и группировка Белых-Надеждина-Гозмана будет отстранена.
Явлинский же, похоже, Троцкого уже переплюнул и готов активно сотрудничать с «Другой Россией» в надежде на щедрые вливания со стороны ее зарубежных спонсоров.
Он направил членам партии письмо, в котором фактически поддержал идеологию «другороссов», выступив за отказ от парламентских способов борьбы и практически призвав к переносу работы «на улицы». Одновременно, на радио «Свобода», которое финансируется конгрессом США , начались еженедельные беседы с Явлинским, которые ведет самый многоопытный «спец» русской службы этой «объективной» станции Андрей Шарый.
Скорее всего, такой разворот «старых демократов» связан с их сокрушительным провалом на региональных выборах 8 октября. Многие бизнес-структуры, заинтересованные в продвижении во власть сторонников либеральных идей, поняли, что с Явлинским и Белых толку не будет, и предпочитают теперь ориентироваться на « Свободную Россию ». В такой ситуации, судя по всему, и решили СПС и «Яблоко» предложить себя хоть кому-нибудь. А первые «деловые предложения» со стороны американских модераторов «Другой России» делались тому же Никите Белых еще весной. Тогда он чуть ли не каждую неделю бывал в США на довольно странных мероприятиях типа открытия выставки, посвященной пермским лагерям ГУЛАГа в…Музее иммиграции, или конференций по России. «Эксперта» Белых весьма активно обхаживали там сотрудники Госдепа и небезызвестного Агентства национальной безопасности…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.