Драма в когда-то тихой Кондопоге еще раз напомнила нам, что хаос девяностых еще жив, что до стабильности как здоровой жизни, устойчивом правопорядке нам еще далеко. Я нарочно использовал для оценки событий в Кондопоге слово «драма». Наши либеральные СМИ в порыве разоблачения «погромных настроений» среди славянского населении России почему-то забыли, что толчком к взрыву в тихой Кондопоге послужил обыкновенный племенной самосуд, убийство в драке близких, сыновей, друзей, соседей тех, кто считает себя не «приезжим», а коренным. Всегда, у всех народов считалось нормальным защищать своих.
Несомненно, никуда не уйти от неприятного факта, что за всеми этими погромами жителями Кондопоги ресторанов, шашлычных, лавок, принадлежащих родственникам убийц, стоит не только стихия слепой мести, но и антикавказские настроения , ксенофобия , переросшие в агрессию. Несомненно, что для России как многонациональной страны подобные настроения крайне опасны.
Но, на мой взгляд, для понимания самой серьезности морально-психологической ситуации в России важно видеть и другой, более глубинный пласт причин, стоящих за драмой в Кондопоге. События в этом тихом городе, потрясшие весь мир, это не только так называемый « конфликт на национальной почве », но, что более важно и более опасно, это еще и стихия слепого национального протеста, брутальная форма защиты национальных интересов. Важно видеть, что за драмой в Кондопоге стоит очень нехарактерная для русских стихия оборонного сознания. За драмой Кондопоги стоит отчуждение от власти, по крайней мере, от местной точно, убеждение, что власть для местных – не защитник. Видно, людей этого тихого города действительно «достали».
Мне думается, что драма в Кондопоге со всеми ее трагедиями, все же послужила России тем, что напомнила и властям и общественности о необходимости беречь духовное здоровье нашего населения, в равной мере и русского, славянского населения России, заботиться о его социальном самочувствии.
Проблема даже не в том, что великороссы являются государственно-образующим этносом, и даже не в том, что этот этнос России является преобладающим в количественном отношении. Проблема в том, что весь каркас государства, армия , милиция , службы безопасности , прокуратура , суды держатся прежде всего на русских. И не будет ничего хорошего в стране, если у них, у людей, защищающих порядок, закон и безопасность, будет в сознании червоточина ущемленного национального достоинства, если они будут чувствовать, что они защищают страну не для себя, а для других. Русская армия, в которой офицеры и солдаты поражены этническим недовольством, вообще не имеет смысла.
Нельзя забывать, что за бунтом Съезда народных депутатов РСФСР против Ельцина в 1993 году стояло тоже ущемленное национальное достоинство российских регионов, и не только русских, недовольство практически всех областных и краевых советов антинациональной внешней и внутренней политикой правительства Ельцина – Гайдара – Козырева .
И надо отдать должное политическому чутью Ельцина. После расправы с «недовольными», он сразу изменил дух своей кадровой политики, начал больше считаться с национальным достоинством русских, всех этносов России, в конце концов сменил пораженца Козырева на государственника Примакова . В конце концов, появление Путина в качестве преемника – это ответ Ельцина на угрозы и риски, идущие от угнетенного национального сознания русских, на необходимость более национальной, более патриотической, чем прежде, внутренней и внешней политики.
Но события в Кондопоге обнажили не только эту опасную морально-психологическую травму новой России, незаживающую рану, вызванную распадом СССР и брутальной приватизацией начала девяностых, но и выявили острейшую политическую и идейную борьбу по поводу методов и способов нейтрализации ксенофобии и национализма в новой России.
Первый, на мой взгляд, конструктивный, созидательный подход предлагает честный и объективный анализ всей совокупности причин, и прежде всего социальных, породивших это болезненное восприятие у русских своего места и роли в государстве, которое называется Россия. Этот подход сугубо европейский, гуманистический, который продемонстрировала команда Путина , исходит из идеи моральной равноценности всех народов и наций нашей страны. Он исходит из того, что русские, как и все народы, обладают равными исходными духовными достоинствами, что события в Карелии – это досадный срыв, чтовосстановление нормы не только необходимо, но и возможно.
Согласно этой правовой, гуманистическойточке зрения, осуждение отдельныхлиц за преступления, даже имеющие характер национальной неприязни, не должны вести к осуждению, а тем более ущемлению достоинства того народа, в данном случае русского, который люди, совершающие преступление, представляют.
К счастью, на этот раз штатные разоблачители «врожденных пороков русского народа» не были допущены на голубой экран. К счастью, ибо либеральное, открытое глумление над достоинством русских было и остается главной и основной причиной наблюдаемого всплеска национального недовольства среди русских или тех, кто считает себя русскими.
Необходимо осознавать, что за всплеск нехарактерной для русских ксенофобии несут основную ответственность интеллектуалы и политики, объединенные сегодня в рядах либеральной оппозиции и пытающиеся переложить свою вину за содеянное на Путина, на его команду. Кто с начала девяностых больше всего говорил о необходимости превращения РСФСР в этническое государство русских, где, как тогда говорилось, «Русские как титульная нация будут составлять абсолютное большинство»? Да. Этим занимались люди, которые тогда назывались « демократами », а сейчас называются « либералами » и которые специально провоцировали нехарактерное для русских этническое сознание во имя достижения свое главной цели, во имя разрушения «империи», во имя распада СССР.
А теперь представители этой же нашей либеральной партии, сделавшие бывших граждан СССР русскими, берут слова « титульная нация » в кавычки и ерничают с гримасой на лице по поводу прав и (снова в кавычках) «государственно-образующей нации».
Кто, взбудоражив русское этническое сознание, придя к власти на волне обретения русским народом реальной государственности, начал топтать это чувство ногами, доказывая, что только негодяй может быть русским патриотом, превратил разнузданную русофобию в государственную идеологию? Те, кто сегодня упорно разоблачает « русский фашизм ».
И, повторяю, как важно, что сегодня власть, общественность нашли мудрый и точный язык для своего разговора со страной о событиях в Кондопоге.
Мне запомнились мудрые и точные слова Владимира Лукина , нашего уполномоченного по правам человека при президенте РФ. Смысл их сводится к следующему тезису. Все мы, в том числе и представители народов Северного Кавказа, являемся равноправными гражданами РФ и имеем право жить и работать на всей территории нашей страны. Но, если представители тех или иных народов России начинают обустраивать свою жизнь вне предела своих национальных территорий, они просто обязаны считаться с обычаями, традициями, достоинством коренного населения.
Народы Северного Кавказа , сейчас речь о них (но все это касается и представителей других народов старой России и СССР), просто обязаны, по крайней мере на первых порах, осознавать, что они гости, что и у исторических хозяев русских территорий есть и свое достоинство и свои обычаи.
Тем более, видит бог, более веротерпимого и интернационального народа, чем русские, великороссы, в Европе нет. Кто-нибудь представляет, что было бы в демократической и христианской Польше , если бы вдруг сразу на ее территории, в ее городах появились миллионы мигрантов, представителей других народов? Имперскость воспитала у великороссов терпимость.
Кстати, в последние дни было много сказано о том, что напряжение на национальной почве возникает не столько по вине самих мигрантов, сколько по вине коррупционеров среди местной власти, которые поощряют асоциальное поведение среди приезжих, ущемляют права местных жителей в пользу приезжих за взятки.
Но нельзя не видеть, что в эти трудные для России дни, приковавшие всеобщее внимание к событиям в карельской Кондопоге, снова заявил о себе и другой, прямо противоположный по своей моральной направленности подход к объяснению причин и природы подобного рода срывов на национальной почве. Речь прежде всего о философии (если можно так сказать) окончательного решения русского вопроса в России, изложенной, к примеру, в статье «Обострение дружбы народов» Семена Новопрудского («Время новостей», 04.09.2006) и в статье Александра Будберга «В России началась реализация наци-проектов» («Московский комсомолец», 04.09.2006). Подобные же взгляды еще до событий в Карелии изложил Дмитрий Быков в статье «Необыкновенный фашизм» («Известия», 24.08.2006). Суть этой философии состоит в утверждении, что якобы русские станут нормальной нацией только тогда, когдаони начисто забудут,что они русские как этнос, а будуттолькоощущатьсебя как россияне,какжители Российской Федерации.
В данном случае, вместо открытого и честного согласования интересов нашей страны предлагается кастрация национального сознания как раз у русских, у титульной нации. В данном случае, вместо гуманистического подхода к национальным конфликтам России, исходящего из идеи моральной равноценности всех народов, предлагается откровенный расизм и, прежде всего, расизм по отношению к русскому этносу. С этой, скажу сразу, провокационной точки зрения нельзя говорить о какой-либо «угнетенности» современного русского национального сознания, т.к. русские не обычный, а якобы неполноценный народ, ибо «дикость», как считают авторы, - его обычное состояние, ибо «мракобесие», «фундаментализм» сидит в его крови.
Согласно этой, кстати, очень широко распространенной среди нашей либеральной интеллигенции точки зрения, только с помощью насилия можно освободить русских от «дикости», от их «архетипа».
Согласно убеждениям авторов названных статей, все эти случаи одичания русских на национальной почве идут не от неустроенности, просчетов власти в социальной и миграционной политике или от коррупции , а от самого русского характера, от врожденной «нетерпимости» русских, которые, якобы, не хотят перемен, не хотят демократии и т.д.
Скажу сразу. Откровенная, дикая русофобия вопиет в каждой фразе статей этих авторов. Тут, как всегда, словосочетание титульная нация приводится в кавычках. Тут и напоминание о «горьком» распивании русской водки , тут и облыжное обвинение русских в фашизме.
Вообще, не нравится, совсем не нравится авторам этих статей наша титульная нация. Не нравится за то, что не хочет на Красной площади разрешать гей-парад , не нравится за то, что была возмущена антиправославной, антихристианской провокацией Фонда Сахарова, выставкой «Осторожно, религия!», что сохраняет до сих пор память о своей православной родословной, более того, создает братства православной молодежи, не нравится за то, что русские все еще помнят, что они русские, что сохранили способность отличать себя от других.
Если верить Семену Новопрудскому, тот русский, который отличает себя от тех, с кем он «сталкивается на рынке», просто «задумывается о национальном составе рыночных торговцев», уже обязательно «фашист».
Вообще, как предлагают авторы этих статей, для того, чтобы не было у нас эксцессов на национальной почве, надо «вернуться к политике перемен» начала девяностых, вернуться к политике насильственного подавления православных людей. И, конечно, как они пишут, для реализации этих целей необходимо покончить и с Путиным, и с его курсом на суверенитет , государственность и патриотизм . Главное, как предлагают авторы названных статей, покончить с курсом на восстановление сильной и независимой России, считать, что у нас, у России, нет и не будет врагов, что у нас есть только друзья, которые нам желают только блага и процветания.
Мне могут сказать: «Ну и что? Мы живем в демократической стране, и каждый имеет право на свое мнение, в том числе и по поводу качеств русского народа, и по поводу причин национальных конфликтов».
Я бы с этим согласился. Но при чем тут тогда борьба за гражданские права и национальный мир? Ведь все эти и подобные статьи на самом деле – объявление войны не только нынешней власти и ее курсу на восстановление достоинства России, но и объявление войны русским как нации. Вместо погромов на бытовой почве мы в результате получаем самый настоящий моральный погром русского народа.
Нельзя не видеть, что авторы названных статей под видом борьбы с русским национализмом проповедуют самый откровенный, оголтелый расизм. Про Дмитрия Быкова и говорить нечего. Его интеллектуальные потуги остаются на уровне пошловатой программы «Времечко», ведущим которой он и является. Ему все равно, о чем говорить и писать - хоть про идеологию, хоть про «расчлененку», лишь бы «пипл хавал», да зарплата капала.
Надо понимать, что когда Александр Будберг утверждает, что русские по природе «нетерпимы», привычны к «дикости», «мракобесию» и «фундаментализму», он тем самым проповедует теорию избранности народов, он исходит из того, что есть народы, открытые к «переменам», и есть народы, речь идет о русских, которые, якобы, не терпят «прогресса». Перед нами все та же нацистская теория о неполноценности «славянских народов». Речь, в данном случае у Будберга, в отличие от Розенберга, идет о культурной неполноценности русских.
Получается,что сам Александр Будберги народ,который он представляет,не имеет ничего общего с «дикостью» и «мракобесием», а, к примеру, те, которые считают себя русскими, принадлежат к «титульной нации», достойны только того, чтобы их силой тащили к прогрессу.
Я понимаю, что авторы названных статей не задумываются о смысле произносимых ими слов. Они, как всегда, «оттягиваются», спешат, отрабатывают новую кампанию по дискредитации курса Путина. Но пора думать, перестать играть в опасные и провокационные игры с такими опасными понятиями, как «фашизм». Если, к примеру, как утверждает Семен Новопрудский, осознание русским своей русской особости есть обязательно фашизм, то получается, что русские в России должны по определению чувствовать себя изгоями, как бы неполноценными людьми.
К примеру, Семен Новопрудский или Александр Брудберг имеют право чувствовать себя нерусскими, и как нерусские судить о врожденной «дикости» русских, а, к примеру, я, как потомок русских и других славянских народов, не должен помнить о своей родословной.
Не следует забывать, что уже на протяжении скоро двадцати лет откровенная русофобия, откровенный расизм является таким своеобразным «демократическим» шиком.
Рискну утверждать, что на сегодняшний день философия насильственного подавления и русского национального сознания, и ущемление русского национального достоинства куда более опасна, чем все же отдельные эксцессы на национальной почве.
В целом, к нашему счастью, как свидетельствуют социологи, ксенофобия в России находится на уровне таких демократических и респектабельных стран, как Франция и Англия .
Или в силу своей советской образованщины, или в силу обыкновенного либерального цинизма, авторы названных статей упорно не видят разницу между таким явлением, как ксенофобия и фашизмом как национал-социализмом.
Этнический национализм – явление всеобщее, которое существует всегда, во всех странах, так же, как и ксенофобия, и нет никаких данных, что Россия в этом отношении отличается от других европейских стран, к примеру, от Франции, Германии, Австрии, Польши и т.д. Только идиот или шарлатан от либерализма может рассчитывать, что поляк когда-нибудь забудет, что он поляк, еврей – что он еврей или чеченец – что он чеченец. Кстати, беда русских, в отличие от других народов, что они в минуты роковые забывают, что они русские.
Но фашизм предполагает то, что у русских отсутствовало всегда, или то, что по природе чуждо современным русским. У русских отродясь не было главной черты фашизма,то есть сознания своей расовой исключительности, чувства превосходства над другими народами. Они и сейчас требуют не особых прав, а всего лишь равенства прав с другими.
Современным русским абсолютно не свойственна идея национальной и территориальной экспансии, которую эксплуатировали и Муссолини и Гитлер . Русские, которых по недоразумению называют « империалистами », активно поддержали идею распада СССР.
Философия авторов анализируемых статей противоречит и исторической правде, и просто человеческой справедливости. Судите сами! Какой бы народ смог так долго терпеть откровенное, публичное надругательство над своим достоинством, все эти обвинения в «дикости», «нетерпимости», а иногда в «лени», «дебильности», которые в его адрес на протяжении уже двух десятилетий произносятся с экранов телевизоров. Поверьте, никто!
Аморально обвинять в дикости, а тем более в фашизме народ, который отдал миллионы своих лучших сынов, надломил себя, как говорит Валентин Распутин, во имя освобождения мира от коричневой чумы, которая пыталась раз и навсегда решить национальный вопрос (уничтожая как неполноценных евреев, цыган, славян и т.д.). В конце концов, надо и о совести вспомнить.
И теперь самое опасное и вредное в статьях указанных авторов. Вы представляете, что произойдет с Россией, если, не дай бог, кто-нибудь всерьез воспримет их рецепты лечения России от национализма и ксенофобии, и начнет, как предлагают авторы названных статей, сворачивать нынешнюю политику на восстановление достойной, суверенной, уважающей себя России? Сейчас действительно мы страдаем от случаев озверения людей на национальной почве. Но, представляете, что произойдет с Россией, если на месте Путина окажется человек, который думает о русских так, как думают о них «журналист» Александр Будберг или политклоун Дмитрий Быков.
Александр ЦипкоНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.