Проявив «самобытность» и склонность идти «особым путем» , - посетовал на днях директор Центра теоретических проблем российского реформаторства Алексей Кара-Мурза, - Россия отказалась после августа 1991-го от «демократической родословной». А ведь победа над ГКЧП, считает один из авторитетов современной российской либеральной мысли, давала для этого «уникальную возможность». И «то, что этого в итоге не получилось», автор считает «драмой» не только тех, кого принято называть «демократами», но и «всей новой российской государственности».
Все эти цитаты взяты из статьи А.Кара-Мурзы «Нужны ли демократии символы?», опубликованной накануне юбилея августовских событий 1991-го в «Независимой газете». Публикации предпослан характерный подзаголовок: «Общество и власть бездарно растратили символический потенциал августа 1991-го». В отличие от многочисленных апологетов демократической революции 1991-го А.Кара-Мурза, как обычно, попытался глубже разобраться в сути темы.
«Правда.Ру» уже предоставляла на днях свои страницы для выражения оценок августа 1991-го стороннику ГКЧП. Сегодня мы даем слово тем, кто находился тогда по другую сторону баррикад.
См. также по теме: Август 1991: история России 15 лет спустя
Андрей Богданов, лидер Демократической партии России:
- В те дни августа 1991-го как раз проходил первый конгресс соотечественников, в котором я участвовал как молодежный лидер. Вспоминаю, как 19-го числа в семь утра приезжаю в гостиницу «Россия». А там меня уже встречают возбужденные русские из Франции – потомки эмигрантов еще первой волны. И к девяти часам мы прибыли к Белому дому.
Там уже было человек 100 - ДПР пыталось замкнуть вокруг Белого дома первое кольцо. Но не получалось – рук не хватало. Потом, правда, народ подошел. Кстати, единственная организация, которая отказалась затем от медалей защитников, - это ДПР. Мы ведь демократию защищали, а не знаки отличия зарабатывали. А вот остальные защитники эти медали с удовольствием получили. Как будто посчитали, что так же, как и революционерам 1917 года, всем защитникам Белого дома положены льготы.
По сути, августовские события 1991-го – это попытка правящей элиты сохранить свое положение. Но попытка эта провалилась. А вот среднее звено компартии свое положение сохранило. Взять хотя бы список работников аппарата ЦК КПСС - все они остались у дел. Или ту же фракцию «единороссов» - там половина таких.
Лично у меня внутреннее ощущение, что после августа 1991-го нас обманули. И сделали это именно Ельцин с Гайдаром, которые не приняли закон, чтобы дальнейшие выборы стали полностью партийными, по спискам, чтобы депутаты получали императивный мандат.
В октябре 1993 года ДПР была также у стен Белого дома . Тогда мы были уже против Ельцина и Гайдара. И ушли оттуда, когда началось военное противостояние. По-моему, мы были единственной демократической партией, которая выступила и против принятия сегодняшней Конституции.
И все же я считаю, что демократия в августе 1991-го победила. Единственное, о чем мы скорбим - что следствием путча стал развал СССР. И потому мы единственная из демократических партий, которая 10 декабря, сразу после развала Союз, вышла на митинг протеста на Манежной площади.
Александр Рявкин, лидер партии «Свободная Россия»:
- Стремления демократов первой волны изначально были благими. Но эти люди не были демократами как таковыми. Они были скорее антикоммунистами, появившимися на переломе эпох, когда нужна была любая сила - будь то правая, левая или центровая - чтобы сломать коммунизм. Ельцину нужна была такая сила, и демократы поначалу были его соратниками - они конструктивно взаимодействовали с новой ельцинской властью, входили в правительство.
Демократы первой волны сразу после августа 1991-го перестали представлять средний класс, а стали представлять олигархические группы. Защищая, например, право на свободу слова, они защищали права одного Гусинского , захватившего в то время НТВ. Или другой пример – если вы отстаиваете политзаключенных, то защищайте всех, а не одного, коим вы считаете Ходорковского . И таких примеров можно привести множество.
Фактически демократы первой волны, чего греха таить, променяли общение с народом, со своими избирателями на какие-то политические тусовки, презентации, семинары и т.д. А потом у них началась болезнь вождизма, они начали делить власть.
Свобода и демократия – наше общее достояние, они не принадлежат отдельным личностям. Старые правые партии свое дело сделали, их труд мы, молодежь, считаем ценным. Но сейчас страна должна идти по-другому пути. Пришло новое поколение настоящих демократов, к которым мы причисляем и себя. И мы считаем, что в наши руки должны перейти те завоевания, которые были сделаны предшественниками.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.