В преддверии юбилея августа 1991-го коммунисты вновь посочувствовали ГКЧП. Вот как это прозвучало в заявлении для прессы, сделанном Геннадием Зюгановым: «Со дня образования ГКЧП прошло уже ровно 15 лет. Его создание высшими руководителями СССР 19 августа 1991 года стало шагом во спасение великого многонационального государства. И основная масса населения страны была на их стороне. Действуй инициаторы более решительно, многих бед последних полутора десятилетий удалось бы избежать».
Зюганову вторил и его первый зам по партии Иван Мельников: «Создание ГКЧП СССР было попыткой остановить разрушительные процессы в стране. Большая часть общества с пониманием отнеслась к этому. Но эта попытка оказалась неподготовленной и нерешительной».
Словом, ГКЧП преследовал справедливые цели, вот только действовал он неадекватно. А как же вели себя сами коммунисты в те дни? Что они делали для победы ГКЧП, которому сейчас так сочувствуют?? Корреспондент «Правды.ру» попросил рассказать об этом бывшего секретаря ЦК КПСС, игравшего одну из ключевых ролей в тех событиях, Олега Шенина.
Но прежде, видимо, стоит вспомнить тот исторический контекст, в котором случился август 1991-го. Прежде всего, два события, одно из которых предопределило ГКЧП, а другое стало его неизбежным последствием.
Итак, 12 июня 1990 года. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете. Россия была отнюдь не первой, кто провозгласил свой суверенитет - ранее это уже сделали Эстония, Латвия, Литва и Грузия. Но именно это решение парламента России, которая, несомненно, являлась стержнем всей государственной конструкции, спровоцировала стремительный распад Союза. Вслед за РСФСР, 23 июня того же года, Декларацию о суверенитете приняла Молдавия, 16 июля - Украина, а 27 июля - Белоруссия.
Поражает то единодушие, с которым российские парламентарии (абсолютное большинство которых – 920 человек из 1068-ми – были членами КПСС) одобрили этот поистине судьбоносный акт: из 929 депутатов, принявших участие в голосовании, 907 высказались «за», 9 воздержались и лишь 13 оказались «против».
Депутаты-коммунисты приветствовали декларацию стоя. Стоит вспомнить, что среди них были такие «авторитеты», как Полозков, Зоркальцев, Исаков, Тулеев, Лодкин, Сумин, Рыбкин, Лапшин. Голосовали за документ и представители нынешней «гвардии» КПРФ - координатор фракции коммунистов в Госдуме Сергей Решульский, депутат ГД Леонид Иванченко.
Некоторые же делегаты-коммунисты той «исторической» сессии Верховного Совета РСФСР - Горячева, Харитонов, Севастьянов, Чикин и некоторые другие (до сих пор, кстати, играющие заметную роль в нашей политике) - предпочли вовсе не брать на себя ответственность и потому попросту проигнорировали заседание парламента, на котором решалась судьба страны.
За что же проголосовали тогда коммунисты, которые сегодня столь сожалеют о распаде СССР? Декларация о суверенитете России провозглашала, например, что РСФСР - «суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами». Одной этой фразой из российской истории фактически вычеркивался весь досоветский период.
Этим же документом декларировалось, что «РСФСР сохраняет за собой право выхода из СССР». Далее декларация провозглашала, что Россия, объединяясь «с другими республиками в союз на основе договора», устанавливает «верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР», а «действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается республикой на своей территории».
Наконец, декларация провозглашала: «Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР». Иными словами, уже тогда российский парламент, состоявший, повторим, преимущественно из коммунистов, предвосхитил знаменитый ельцинский призыв: «Берите суверенитета, сколько хотите».
Второе важнейшее события, о котором нельзя не вспомнить в связи с нынешним юбилеем, произошло уже на исходе 1991 года. 12 декабря Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежские соглашения, которые днями ранее подписали – не имея на то никаких полномочий - Ельцин, Кравчук и Шушкевич. В этом решении приняло участие 196 парламентариев (76% всех членов ВС), из которых 185 проголосовали «за», включая почти всех коммунистов. После этого СССР окончательно прекратил свое существование, хотя еще в марте 1991 года за сохранение страны на всесоюзном референдуме высказалось подавляющая часть населения.
Все эти факты и заставляют нашего сегодняшнего собеседника крайне скептически оценивать нынешнее сочувствие в адрес ГКЧП, исходящее от руководства КПРФ.
- Олег Семенович, как случилось, что летом 1990-го подавляющая число коммунистов-членов Верховного Совета РСФСР восторженно приняла Декларацию о суверенитете России?
- По сути, это были не коммунисты, а партбилетоносцы. Такими они и остались по сей день, включая того же Зюганова. Никакого отношения к истинным коммунистам они не имеют. Зюганов вообще не понимает, что такое марксизм-ленинизм, диктатура пролетариата, советская власть, Советский Союз. Все, что демонстрирует руководимая им партия – это обычное встраивание во власть. Я вообще не считаю компартию Российской Федерации, которая, кстати, стала преемницей КП РСФСР, партиейкоммунистической. Эту организацию я бы назвал обычной корпорацией, которая за деньги берет в свой состав того, кого сочтет нужным. Все это не имеет ничего общего с нашими коммунистическими идеалами.
- Насколько предопределило развал СССР создание летом 1990 года компартии РСФСР?
- Некоторые «коммунисты» до сих пор считают, что они делали великое дело, создавая российскую компартию. На самом же деле, появление компартии РСФСР расчленяло КПСС. Да и правомочность такой республиканской партии обосновать невозможно. Потому что по количественному составу она заведомо бы превалировала над остальной частью коммунистов страны. А значит, на любом общесоюзном партийном съезде решение компартии РСФСР становилось бы законом для всех остальных партий. Кроме того, нетрудно понять, как отразилось бы оформление такой партии на существовании союзного государства.
Чьи указания, например, должны были выполнять сотрудники общесоюзных Минобороны, МВД, КГБ? ЦК КПСС или компартии РСФСР? Таким образом, образование компартии РСФСР, преемницей которой и стала нынешняя КПРФ, служило той же цели, которую преследовал Ельцин, создававший независимые от союзных ведомств республиканские МВД и КГБ. Все шло к тому, что Россию отделяли от СССР. И самое активное участие в этом разрушительном процессе приняла компартия РСФСР. Ныне – КПРФ.
- Как вы оцениваете личную роль Зюганова?
- Стараясь встроить партия во власть, он фактически сдал все, что только возможно. Это он призвал к тому, чтобы в 1993 году выборы состоялись. И это после крови, после расстрела Белого дома. Он же практически протащил конституцию России, которая, кстати, получила только 36% голосов. Но поскольку в этом деле участвовали коммунисты, то сделали все так, чтобы конституция состоялась.
- Как вы оценивает высказанное сейчас Зюгановым и его коллегами сочувствие в адрес ГКЧП?
- Как очередную политическую проституцию. Потому что сами они ничего не сделали в августе 1991-го. 19-го числа, например, я подписал с согласия секретариата ЦК документ о поддержке ГКЧП. Но партия абсолютно ничего не сделала. Попросту положила этот документ под сукно, а Купцов побежал согласовывать свои дальнейшие действия с Ельциным. Это, во-первых. Во-вторых, многие сейчас говорят: вот если бы вы нас позвали, то мы бы пришли на защиту. Но это – поиск нравственного обоснования своему безнравственному поведению. Потому что в обращении 19 августа было прямо сказано, что все, кому дороги Советский Союз и советская власть, должны придти на защищу. Этот призыв транслировался по телевидению, радио, печатался в газетах. Но никто так и не пришел.
Беседовал Юрий Филатов
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.