«Российская демократия в опасности!» - так отреагировала либеральная общественность на новый закон о некоммерческих организациях ( НКО ), принятый Госдумой в декабре 2005 г. Переполошились даже американские конгрессмены, которые еще на стадии подготовки законопроекта потребовали (!) от правительства России либо отозвать его, либо внести в него кардинальные изменения, поскольку он, якобы, «несовместим с членством России в сообществе западных демократий».
Развернувшаяся дискуссия привлекла внимание к деятельности многочисленных западных фондов, имеющих представительства на территории России. Именно эти фонды, наряду с некоторыми государственными структурами – такими, как г осдепартамент США – являются главными источниками финансирования для российских НКО.
См. также по теме: " Оппозиция легкого поведения" и ее учителя
Программы, которые финансируют фонды, касаются самых разных сфер деятельности – культуры, науки, развития гражданского общества и зашиты прав и свобод. Казалось бы, нужно сказать «спасибо» людям, которые безвозмездно помогают строить в России демократию. Но прежде чем благодарить, хорошо бы разобраться, не переходят ли некоторые фонды в своем желании «помочь» некую границу, отделяющую искреннее сочувствие от вмешательства в дела другого государства.
Вот, например, Фонд Джона и Кэтрин Макартуров, действующий в России уже 14 лет. За это время он истратил на разнообразные программы внутри страны более 100 миллионов долларов (конечно, при активах, превышающих 5 миллиардов, это не такая уж большая сумма, но все же). Кому же достаются щедрые гранты Фонда Макартуров ?
Среди постоянных грантополучателей значится, например, Фонд защиты гласности Алексея Симонова. Ничего удивительного: в мире фондов так принято. Большие и богатые фонды спонсируют маленькие, специализирующиеся на конкретных задачах, а те уже осваивают бюджет, или, политкорректно выражаясь, администрируют гранты.
Специализация ФЗГ – защита гласности – вызывает некоторое удивление. Зачем защищать реликт горбачевской эпохи, который и в поздние восьмидесятые воспринимался как недоделанная свобода слова, а сейчас и вовсе выглядит анахронизмом? Но Фонд Макартуров, руководствуясь только ему одному известными причинами, регулярно выделяет приличные суммы именно этой организации. Так, в период с 1998 по 2000 гг., по опубликованным ФЗГ данным, он получил от Фонда Макартуров 262 тысячи долларов США только на выпуск еженедельного электронного бюллетеня. Правда, надо отметить, что в отчетах самого Фонда Макартуров за этот же период фигурируют совсем другие суммы – 360 тысяч долларов. Но разница в бухгалтерии – не самый большой вопрос, который возникает при детальном знакомстве с совместной деятельностью Фонда Макартуров и ФЗГ.
Спонсоры ФЗГ – главным образом, крупные зарубежные благотворительные организации. В разные годы ФЗГ получал деньги от Фонда Форда , Фонда Сороса, Фонда Макартуров. Однако Фонд Форда уже несколько лет не предоставляет грантов ФЗГ, а Фонд Сороса прекратил свою деятельность в России. Некоторые другие грантодатели также перестали спонсировать ФЗГ, не в последнюю очередь из-за того, что деятельность этой организации все больше политизируется. Сотрудники ФЗГ даже не считают нужным скрывать, что делят журналистов на «своих» и «чужих». Права первых последовательно защищаются, права вторых не принимаются в расчет.
Некоторые издания вообще вызывают у Фонда приступы аллергии. Неоднократно жаловались в ФЗГ на нарушение их прав сотрудники интернет-издания «Правда.Ру». Но ведомство Алексея Симонова или просто игнорировало эти жалобы, или с интонациями трамвайного хама огрызалось на надоедливых журналистов: мол, а вы-то кто такие? И это не преувеличение. Вот как отвечает ФЗГ на открытое письмо «Правды.Ру», в котором Фонд просят принять меры в связи с нарушениями прав журналистов на конференции « Другая Россия »:
«Бывает, что независимость понимают как право обмазать дерьмом все, к чему прикасаешься, потом становятся в позу горделивого и праведного недоумения и апеллируют к Закону; почему нами пренебрегают, не защищая и не поддерживая. Объясняем: потому что пахнет. И мы брезгуем защищать "правду", от которой за версту воняет провокацией».
Напомним, речь идет о том, что на конференции «Другая Россия» неугодных организаторам журналистов с применением физической силы выталкивали из зала, а некоторымуже в ходе самой конфренциив грубой форме аннулироваливыданные ранее аккредитации. Это относится не только к сотрудникам «Правды.Ру». Пострадали и корреспонденты интернет-издания «Взгляд», и газеты «Ведомости». Именно этих журналистов Алексей Симонов брезгует защищать. По его разумению, "воняет" от тех журналистов, которые по тем или иным причинам ему (или его спонсорам из фонда Макартуров) не нравятся.
«Правда.Ру» уже не первый раз сталкивается с этим избирательным подходом к журналистам со стороны ФЗГ. После того, как ФЗГ проигнорировал жалобу сотрудников «Правды.Ру» на организаторов круглого стола партии « Яблоко » в октябре 2005 г., «Правда.Ру» обратилась к руководству Фонда Макартуров с вопросом: как они относятся к тому, что деятельность ФЗГ носит очевидно тенденциозный характер? Мы долго ожидали официального ответа от руководства Фонда, но так и не дождались. В неофициальной же беседе с корреспондентом «Правды.Ру» представители Фонда Макартуров заверили, что деятельность организации Алексея Симонова их полностью устраивает.
См. также по теме: Алексей Симонов против свободы слова
Спонсоры всегда, в той или иной мере, определяют политику фонда, которому предоставляют финансовую поддержку. Это понятно: грант никогда не выдается «просто так», а всегда «на что-то». Кроме того, грантодатель всегда осуществляет контроль не только над расходованием своих средств, но и над деятельностью грантополучателя. Если же деятельность ФЗГ, который в кулуарах Союза Журналистов давно уже называют «фондом защиты от гласности», полностью устраивает его крупнейшего спонсора, это может значить только одно: именно рекомендации Фонда Макартуров определяют политические пристрастия правозащитников из организации Алексея Симонова.
А рекомендации эти известны: ни для кого не секрет, что профессиональные демократы из западных интеллектуальных и финансовых центров рассматривают либеральную оппозицию существующей власти как своего ближайшего союзника. Достаточно посмотреть дайджесты ФЗГ, чтобы понять: именно права оппозиционных журналистов волнуют г-на Симонова и его коллег больше всего. И в этом не было бы ничего страшного, если бы правозащитники ФЗГ так демонстративно не игнорировали бы случаи беззакония и произвола, затрагивающего тех журналистов, кто позволяет себе критические высказывания в адрес либеральной оппозиции . Но ФЗГ давно уже занимается вместо защиты свободы слова грязноватой политической борьбой, и происходит это с ведома его крупнейшего спонсора – Фонда Макартуров.
Вот и получается, что благотворительная зарубежная организация посредством своих грантополучателей из ФЗГ активно влияет на политический процесс в России. Называя вещи своими именами, Фонд Макартуров бесцеремонно вмешивается в дела суверенного государства.
Во всей этой истории жаль, конечно, профессиональных правозащитников из ведомства Алексея Симонова. Хочется верить, что в глубине души они остаются честными людьми и хорошими журналистами, которым не могут быть безразличны проблемы их коллег, даже если те придерживаются иных политических взглядов. Конечно, они не могут не понимать, что погоня за западными грантами превратила их из искренних борцов за свободу слова в правозащитников легкого поведения, обслуживающих интересы тех, кто предоставляет им щедрое финансирование. Но подобная трансформация едва ли приносит им моральное удовлетворение.
Вероятно, именно поэтому руководители ФЗГ так нервно воспринимают критику в свой адрес, и вместо конструктивного ответа на корректно поставленные вопросы опускаются до использования избитых штампов советского еще агитпропа. Например, выражение «за версту воняет провокацией», с таким смаком употребленное г-ном Симоновым в его ответе «Правде.Ру», было весьма популярно в статьях журналистов времен позднего застоя. Можно было бы ожидать такого от генерального секретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко, который девять лет проработал заведующим идеологическим отделом Дзержинского райкома КПСС г. Москвы, но в исполнении сына знаменитого поэта Константина Симонова подобные рецидивы советского новояза звучат несколько неестественно. С другой стороны, давно подмечено, что на детях талантливых людей природа отдыхает…
Спонсорам из Фонда Макартуров стоило бы доплачивать г-ну Симонову за исключительно нервную и неблагодарную работу. Все-таки быть правозащитником легкого поведения не так легко, как кажется со стороны.
Платон БерезинНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.