Сергей Иванов , прибывший во вторник вечером с главой Минатома Сергеем Кириенко в Северодвинск после инспектирования Новоземельского ядерного полигона РФ, сегодняшний день посвятил изучению «комплекса вопросов» в центре российского атомного кораблестроения , а именно на основных предприятиях этой отрасли: Севмашпредприятия и «Звездочки».
«Связано это с тем, - пояснил министр, - что СМП производит весь ряд подводных лодок, начиная с новых стратегических подводных лодок типа «Борей», которые с будущего года будем принимать на вооружение. Здесь также строится многоцелевая ПЛА типа «Ясень», ведется ремонт как авианесущих кораблей, так и атомных тяжелых крейсеров. И это касается только военной составляющей завода. За три года на предприятии произошли существенные изменения, и прежде всего это связано с увеличением доли гособоронзаказа, который по-прежнему остается основой объема средств, осваиваемых предприятием».
«В то же время, - подчеркнул министр, - предприятие прекрасно понимает, что к советским объемам мы уже никогда не вернемся. В этой связи СМП начало осваивать производство современной высокотехнологичной гражданской продукции. Я сегодня уделил внимание этому вопросу, посмотрел в 50-м цехе строительство танкеров, нефтеналивных судов. Кроме этого предприятие занято созданием буровых платформ для нефтедобычи, морских платформ, и, что особенно приятно, не за горами наконец-то создание плавучей атомной станции. По существу это то же самое, что стратегическая атомная ПЛА, только она не погружается в пучину океана».
«Я помню, об этом мы говорили уже три года назад: предприятие вынуждено работать в три смены, - продолжил Иванов. - На отдельных производствах это уже происходит. Мы фактически возвратились к советским объемам производства, но несколько в новом обличии. И вот это, на мой взгляд – самое главное. Поскольку дело уже не в деньгах и не в загрузке всех мощностей, так как уже все площадки загружены. Вопрос теперь в одном: побыстрее обеспечить оборачиваемость производственных площадей, чтобы заказ выполнялся условно не за пять лет, а за три - корабль уходил, а на его месте разворачивалось новое производство. Повторяю, ни в денежном отношении, ни в объемах, ни в загрузке площадей вопросов нет. Могу вам назвать одну только цифру, в 1998 году объем гособоронзаказа СМП составил 16 млн. Рублей, сегодня он составляет свыше 10 млрд. рублей. Вот и сравнивайте!»
Последовавшие затем вопросы-ответы отмели двусмысленности по целому ряду вопросов.
В частности, прояснилась судьба нескольких крупных «заказов».
С.Иванов: «Что касается ТАКР «Адмирал Нахимов», ремонт его ведется, МО будет оплачивать ремонт этого тяжелого атомного крейсера. Что касается атомной подводной лодки «Белгород», то МО эта подводная лодка не нужна! И все решения на этот счет приняты и обсуждению не подлежат. Мы рассматриваем вариант достройки этой лодки, но не в интересах МО. Что касается ремонта и модернизации лодок, то по мере истечения сроков службы, нахождения новых технических решений они будут решаться…»
На вопрос корреспондента «Северного рабочего» о возможном создании судостроительного холдинга министр ответил, что никакого печального опыта по ОАК (объединенной авиационной корпорации) еще нет и не может быть, «потому что еще и корпорации нет». «Что касается атомного судостроения, - сказал Иванов, - в любом случае, других предприятий, настолько подготовленных, настолько оснащенных для создания таких кораблей, о которых я говорил выше, все равно нет, и это все прекрасно понимают. Или должны понимать. Поэтому как бы мы сначала не смотрели на стратегию холдинга судостроительной промышленности, а потом уже на конкретные варианты, Северодвинск как центр атомного подводного флота сохранится. Что касается перспективы судпрома, в сентябре этого года на военно-промышленной комиссии мы будем рассматривать не сами холдинги, а стратегию, а в октябре на правительстве – рассматривать и утверждать! И только после этого мы перейдем конкретным предприятиям. И я прошу всех северодвинцев не гнать волну, как говорят моряки! И не беспокоиться по поводу этого крупнейшего у нас в стране центра подводного атомного судостроения».
Российская газета: «Вы говорили об увеличении госзаказа, будет ли МО помогать СМП в подготовке кадров?» С.И.: «Я не совсем понимаю, каким образом МО или ВМФ может помогать, если речь идет об экспортных контрактах. Помогать, конечно, будем, но если вы имеете в виду уже состоявшуюся отмену отсрочки от военной службы, которая начнется с 2008 года, то этот закон подписан президентом и пересмотру не подлежит».
Генеральный директор Севмашпредприятия В.Пастухов: «Мы доложили результаты выполнения гособоронзаказа и считаем, что они очень положительные…»
С.И.: «В прошлом году на весь комплекс предприятий ОПК в Архангельской области было ассигновано 7810 миллионов рублей, а в этом 2006 году - 13 610 миллионов. Если говорить о СМП, то я уже сравнивал цифры прошлого и 1998 года, а если говорить о росте гособоронзаказа в федеральном бюджете - это 78%. 10 195 миллионов рублей.
Что касается «Звездочки», здесь рост еще больше – 2,4 раза. Это деньги на судоремонт, ремонт подводных лодок и крупных надводных кораблей.
Телеканал Поморье: «Достаточно ли обеспечить охрану рубежей в небе над Севмашем и «Звездочкой» силами одного полка ПВО?» С.И.: «Одного полка более чем достаточно. Полк - это крупное соединение ПВО. И дело не в количестве людей, а в состоянии техники. Та техника, которая находится на вооружении полка, вполне может обеспечить охрану и оборону такого относительно маленького по площади региона».
По вопросу возможного акционирования СМП министр был еще более категоричен.
«Во-первых, СМП находится в списке и указе президента как стратегическое предприятие, не подлежащее акционированию, - сказал он. - Второе, статус Севмаша – ФГУП, поэтому даже если в чьем-то воспаленном сознании возникает такая мысль, реализовать ее невозможно… Я впервые об этом слышу».
Затронули и напряженность на Кавказе в свете последних высказываний грузинских парламентариев.
«Что касается проходящих там учений, - сказал Сергей Иванов, - у нас существует постоянный план, направленный на возможное обострение ситуации, а то, что оно возможно, я думаю, все понимают. Вероятность такого сценария очень высока. Мы постоянно держим в поле зрения обстановку и в Южной Осетии, и в Абхазии. Что касается учений, это одно из практических звеньев решения такой задачи. Не больше и не меньше. Здесь нужны меры, и они, конечно, принимаются, прежде всего в Северо-Кавказском военном округе. Теперь, что касается решения уважаемого мной грузинского парламента, я думаю, что, вряд ли оно может иметь какое-то практическое значение, поскольку для принятия решения о выводе миротворцев нужно как минимум согласие двух конфликтующих сторон, т.е. и Грузии, и Южной Осетии (Абхазии)».
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.