Борис Надеждин: я вижу много недостатков в России, но демократия у нас есть

Борис Надеждин: на многих участках в Химках были вбросы за “Единую Россию”

О своих сомнениях в прозрачности выборов в Госдуму, о возможных способах фальсификации итогов, а также о том, есть ли в России демократия, рассказал главному редактору Pravda.Ru Инне Новиковой политик, депутат Государственной Думы III созыва, президент Института региональных проектов и законодательств Борис Надеждин.

Такие разные фальсификации

— Борис Борисович, ваши впечатления от прошедших выборов?

— Есть то, что я своими руками трогал и щупал, есть то, что я анализирую как специалист, потому что, без ложной скромности, трудно найти человека в нашей стране, который дольше бы занимался выборами, чем я. Я в 1990 году, ещё при советской власти, первый раз избрался депутатом у себя в Подмосковье. Я писал законы об основных гарантиях избирательных прав, участвую в выборах больше 30 лет. Два года назад стал долгопрудненским депутатом. Сейчас я участвовал в выборах:

  • в Госдуму,
  • Мособлдуму.

В Подмосковье не было электронного голосования: всё руками или КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней). У меня на всех участках в Долгопрудном, Химках были наблюдатели. Я говорю про подсчёт голосов.

У меня есть серьёзные основания предполагать, что на многих участках в Химках были вбросы за "Единую Россию".

Я заказал просмотр видео, но, по новому закону, не каждый человек может смотреть видео, а только кандидат. Думаю, что там всё увижу и в ближайшие недели точно скажу. Но мои наблюдатели зафиксировали нарушения. В Химках были ручки с исчезающими чернилами в кабинках для голосования.

"Единая Россия" использовала административный ресурс на всю катушку. Простой пример: практически каждый день главы подмосковных городов что-то открывали. Лавочки, школы ремонтировали. И на всех мероприятиях "чисто случайно" присутствовали кандидаты от "Единой России". А когда я пытался встретиться с избирателями (по закону мне полагается помещение — дом культуры и так далее), то был, вы не поверите, COVID.

Но даже в этих условиях, по официальным данным, я выиграл в Долгопрудном выборы: я вничью с Родниной. А у меня конкурент в Госдуму Ирина Роднина — великая фигуристка, действующий депутат Госдумы. Я вничью сыграл с ней в Дубне. Потому что в Дубне везде были КОИБ. Где КОИБа нет (как в Химках) — там почему-то проигрываю. Ещё раз скажу: я точный диагноз о масштабных фальсификациях поставлю несколько позже, когда мы отсмотрим видео, пройдут суды. Там будут давать показания члены комиссий, наблюдатели.

— Но суды будут длиться год или два. То есть, дело к следующим выборам уже подойдёт.

— Нет. Я не первый раз сужусь за итоги голосования: иногда суды выигрывал, иногда проигрывал. В среднем процесс занимает несколько месяцев после выборов. Скажем, в Железнодорожном (ныне Балашиха) я выигрывал суды, признавали, что были фальсификации, наказывали. Правда, в тюрьму никто не сел (может, и хорошо), но штрафы выписывали председателям комиссий серьёзные.

— Мы с вами помним первые лица у каждой партии. В итоге у "Единой России" все отказываются от депутатских мандатов. Только Анна Кузнецова не отказалась. Зачем мэру Москвы Собянину, главе Подмосковья Воробьёву вообще было баллотироваться? Они же могли и так выразить поддержку?

— "Единая Россия" — это не партия в классическом смысле слова, а инструмент, с помощью которого администрация каждого уровня — на федеральном уровне администрация президента, на областном уровне администрация губернатора, на местном уровне главы районов — контролирует представительные органы. Это инструмент, с помощью которого администрация президента России контролирует Госдуму, обеспечивая там большинство "Единой России". Это инструмент, с помощью которого губернатор Московской области контролирует Мособлдуму.

Иногда это не срабатывает. Скажем, в моём родном городе Долгопрудном в 2019 году мне удалось "Единую Россию" опустить вне большинства в Совете. Но в Мособлдуме, Госдуме пока у нас большинство "Единой России", катастрофическое для страны. Самое удивительное, что сама "Единая Россия" признаёт, что у неё реальный рейтинг 30-40%. При этом в парламенте у неё 70%.

— Что странного? Маленькие партии, которые не прошли 5%-й барьер, отдают голоса победителям.

— Это не главный инструмент. Главное, что "Единая Россия" продавливает все одномандатные округа. Это более важный инструмент для обеспечения власти в стране.

Хитрость в том, что реально сильных конкурентов "Единой России" в одномандатных округах просто не пускают на выборы.

Так, уехал Дима Гудков — вполне мог округ в Москве выиграть. Меня, например, допустили (я был кандидатом в округе), но всю кампанию публиковали тёмные истории про меня, якобы меня купила мафия.

Западная демократия: двойные стандарты

— В Америке тоже были разные ситуации: когда выбирался Буш-младший против Алана Гора, и в Техасе были всякие выборные фокусы. И с Хиллари Клинтон и Трампом. И когда Трамп с Байденом, тоже были вопросы. То есть, говорить, что это только у нас, всё-таки неправильно.

— В России ценой огромных жертв советского и российского народа сложилась какая ни есть, а демократия. Она кривая, косая, с административным ресурсом. Но всё-таки человек мог прийти на избирательный участок, и в бюллетене у него был выбор. Он мог проголосовать:

  • за Надеждина,
  • за Ирину Роднину.

Это величайшее завоевание само по себе. Потому что в 1980-е годы я приходил голосовать, мне давали бюллетень, там был один человек.

Когда говорятмне молодые люди: "Всё пропало! Путин — кровавый тиран!", я говорю: "Товарищи дорогие, я вижу много недостатков в стране. Но в целом мы идём вперёд в плане демократии, и выборы у нас есть".

— Вы говорите: "Мне нельзя проводить мероприятие, потому что коронавирус". А наши депутаты  сейчас приехали в ПАСЕ, им говорят: "Извините, коронавирус. По Страсбургу гулять нельзя". При этом делегации Украины, других стран свободно гуляют.

— Двойные стандарты. В этом нет ничего хорошего. Я в ПАСЕ был делегатом от Российской Федерации в "нулевые" годы, и было примерно то же самое.

Тогда Россию лишали голоса из-за Чечни. Сейчас нас лишают права голоса из-за Крыма.

Но мне кажется, нам всё-таки нужно оставаться в ПАСЕ, потому что сама по себе Парламентская ассамблея ничего не решает, но это площадка для диалога.

Напоминаем, Pravda.Ru и все издания одноименного холдинга всегда стремились предоставлять свои страницы тем, чьи мнения недостаточно учтены множеством государственных средств массовой информации. Таким образом заинтересованная аудитория может получить от Pravda. Ru информацию об альтернативной и множественной точке зрения. Pravda. Ru убеждена, что собственную объективную точку зрения читатель может выработать только через открытость и множественность мнений других людей, которым предоставляется такая возможность.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Редактор Марина Севастьянова
Марина Севастьянова— филолог, журналист, редактор Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить