"Кремлевский доклад": ответа не будет?

Итак, свершилось. 29 января в американском конгрессе прошел закрытый брифинг, в ходе которого обсуждали антироссийские санкции. Поскольку мероприятие носило секретный характер, ни американские законодатели, ни представители госдепа и прочих правительственных структур никаких подробностей не сообщили.

А чуть позднее был опубликован и так называемый "кремлевский доклад" — по крайней мере, такое название закрепилось за ним в прессе. В него вошли российские политики и бизнесмены, которые, как считают в Вашингтоне, входят в окружение президента России Владимира Путина.

Но сначала о брифинге, точнее сказать о том, о каких санкциях шла речь. Судя по той информации, что все же была обнародована, обсуждали ограничительные меры в отношении предприятий российского оборонного комплекса и их зарубежных контрагентов. Как утверждали представители госдепа, уже введенные ограничительные меры лишили Россию контрактов на несколько миллиардов долларов. О какой-либо конкретике говорить сложно, поскольку, повторимся еще раз, брифинг носил закрытый характер. Правда, после него некоторые конгрессмены-демократы обвинили администрацию Трампа в том, что она не желает вводить новые санкции против России.

Чуть позже официальный представитель госдепартамента Хизер Науэрт косвенно подтвердила это мнение. По ее словам, США пока не видят необходимости вводить новые санкции в отношении российского военно-промышленного комплекса. Уже действующие ограничительные меры в отношении предприятий российского ВПК, пояснила она, показали свою эффективность.

"С этой точки зрения, если закон ("О противодействии противникам Америки посредством санкций", CAATSA — прим.) работает, то пока нет необходимости вводить новые санкции", — заявила Науэрт.

Но в общем, в Вашингтоне придерживаются той позиции, что, мол, когда сочтем нужным, тогда и будем вводить санкции и заранее сообщать об этом не будем. Или будем, если решим, что это необходимо.

Уже после брифинга американский минфин опубликовал так называемый кремлевский доклад - список российских политиков, чиновников и предпринимателей, которые, как полагают в США, входят в окружение президента России Владимира Путина. Всеего 210 человек.

Выяснилось, в частности, что таковым в Вашингтоне считают практически все правительство РФ, начиная с премьер-министра Дмитрия Медведева. В списке оказался также весь список российского Forbes, то есть все крупные бизнесмены, чье состояние превышает миллиард долларов. Хотя надо отметить, что есть еще засекреченная часть списка, куда включены некоторые чиновники и предприниматели с состоянием менее миллиарда долларов.

В американском минфине отметили, что сам по себе список не означает, что против его фигурантов введены санкции. Может быть, в будущем, когда-нибудь…

К слову, в этот список включены все же не все представители российских властей и госкорпораций. Нет, например, председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Нет и главы "Роснано" Анатолия Чубайса. Нет председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой. Нет Алексея Кудрина, который хотя и не занимает поста во властных структурах, но едва ли является секретом, что к его мнению в Кремле прислушиваются.

Ну вот, список есть, санкции тоже есть. Каким будет ответ? Судя по первой реакции — ничего впечатляющего. "Первое ознакомление с американским списком, переданным вчера Минфином в Конгресс, создаёт (во всяком случае в его политической части) устойчивое ощущение того, что спецслужбы США, отчаявшись найти обещанный и, главное, доказуемый компромат на российских политиков, просто переписали кремлёвский телефонный справочник", — написал сенатор Константин Косачев на своей странице в Facebook.

Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, список больше похож на книгу "Кто есть кто в российской политике". "Как член правительства обязан был быть в этом списке, все правительство в нем есть, ничего удивительного в этом нет. Это список лиц, которые, очевидно, являются ведущими в российской политике и бизнесе. Это не санкционный список, это список, который используется для дальнейших решений и оценок. Будем проводить мониторинг ситуации, необходимости реагировать. Никаких поводов для действий пока нет", — заявил он.

А глава совета по правам человека Михаил Федотов, который тоже оказался в списке, назвал его авторов ленивыми. "Я понимаю, что его составляли не политики, а бюрократы. И как все бюрократы, они ленивы, поэтому просто взяли с сайта Кремля список всех советников президента и включили в свой список. Для этого не нужно никаких интеллектуальных усилий", — сказал он.

Впрочем, нет особой уверенности, что списки, составленные какими-нибудь Марками Рубио, Линдси Грэмами или Бенами Кардинами так уж сильно отличался от того, что соорудили чиновники минфина. В Вашингтоне никогда не считали нужным особо рефлексировать по поводу того, что крайне плохо разбираются в российской политике.

Соратник Алексея Навального Леонид Волков также разочарован формальностью списка (орфография и пунктуация сохранены):

"Как и ожидалось, фигня на постном масле. Конгресс поручил Казначейству в течение 180 дней подготовить перечень наиболее влиятельных российских чиновников и олигархов — Казначейство формально исполнило формальное поручение. Использовало ровно все 180 дней и скомпилировало список, который можно было бы составить за пару часов:

— все чиновники, начиная с определенного уровня (прежде всего из АП)

— все бизнесмены, с состоянием больше $1млрд".

Некоторую надежду Волков питает только в отношении закрытой части списка — дескать, пусть потенциальные его фигуранты помучаются, там они или нет.

В общем, судя по всему, в Москве решили дожидаться неких конкретных действий американской администрации. Как тут не вспомнить призыв посла США в России Джона Хантсмана, который несколько дней назад призывал российские власти не реагировать на доклад излишне эмоционально.

Другой вопрос, что таковых действий вроде как вполне достаточно уже и на данный момент, чтобы ответить. Хотя, конечно, едва ли можно быть уверенным, что это будет шаг в правильном направлении. Вполне возможно, что "зеркально" отвечать американцам — это не самый лучший вариант. Точнее сказать, не самый эффективный. Эффективность в данном случае куда ценнее эффектности.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Читайте также:

За красной линией: России пора выходить из "чужого проекта"

Болевая точка новых санкций США: энергетический сектор России

Боевой резерв: что будет, если США тронут российские активы

Варианты ответа: как Москва могла бы наказать за антироссийские санкции

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить