В Москве уже не скрывают, что оценивают нынешнее состояние дел в отношениях с США как холодную войну. Ранее подобной терминологии старались все же избегать — мол, нет противостояния двух систем, так что как же холодная война?
Накануне, выступая в Общественной палате РФ заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков отметил, что ситуация в отношениях между Россией и США крайне тяжелая и сложная. "Со своей стороны мы продолжаем терпеливо и буквально во всех контактах объяснять американским коллегам, что существуют определённые фундаментальные принципы, без соблюдения которых нормально выстраивать отношения невозможно", — сказал Рябков. И осторожно добавил, что "мы, возможно, вступили в период, во многих аспектах сопоставимый с холодной войной".
Ранее, заметим, и российские чиновники, и их американские (и не только американские) коллеги старались избегать формулировок насчет новой холодной войны. Впрочем, смысла в подобном поведении практически не осталось. Желание просто закрыть глаза и не признавать очевидного вовсе не означает, что проблема таким образом решится…
Но что же это за "определённые фундаментальные принципы"? По словам Сергея Рябкова, это в том числе "равноправие и учёт интересов друг друга": "Без обоюдного соблюдения этих принципов двигаться к оздоровлению отношений, находящихся в глубоком кризисе, просто невозможно".
Вопрос только в том, что министр иностранных дел Сергей Лавров про равноправие и учёт интересов говорит на каждой встрече с американскими госсекретарями — что прежним Джоном Керри, что с нынешним Рексом Тиллерсоном. Вот только что-то не похоже, что в Вашингтоне готовы это принять. И не только, кстати, в Вашингтоне — но об этом чуть позже.
По оценке Сергея Рябкова, пока непонятно, когда в отношениях двух стран произойдет перемена в лучшую сторону. Очевидно, что не в ближайшие месяцы. В Москве полагают, что в начале следующего года следует ожидать очередного витка санкционного давления со стороны США. Об этом "Правда.Ру" ранее сообщала — некоторые отечественные "борцы с режимом" уже некоторое время суетятся с составлением разного рода списков, рассчитывая таким образом обратить на себя внимание. К тому же осенью 2018 года в США пройдут промежуточные выборы в конгресс. По поводу чего в американской прессе поддерживается умеренный градус истерии относительно неизбежного вмешательства России.
Но для нашей страны не менее важны отношения с Евросоюзом и отдельными европейскими государствами. А может и более. К тому же и точки соприкосновения имеются. Например, во вторник министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль заявил, что новый пакет американских санкций против России может ударить по интересам Германии. Речь прежде всего о проектах в энергетической сфере. Это известная точка зрения, о неприятии санкций США в Германии и Франции заявляли еще летом, когда законопроект рассматривали в конгрессе.
Понятно, что это недовольство скорее из разряда "а почему с нами не посоветовались?". И полагаться на то, что та же Германия всерьёз возьмётся противодействовать планам США, было бы наивно.
"Я не вижу, как Евросоюз может договориться о новой политике разрядки в отношении России. Хотя бы потому, что у разных стран-членов ЕС слишком разные позиции. И я не вижу попыток со стороны России делать необходимые шаги для того, чтобы такая разрядка наступила. Мне кажется, что конфликт между Россией, с одной стороны, и ЕС и Германией — с другой, напротив, усугубляется", — заявил Deutsche Welle руководитель программ Восточной Европы и Центральной Азии в Германском обществе внешней политики Штефан Майстер.
Ну и к вопросу о равноправии и учёте интересов друг друга. Россия, по словам Майстера "не глобальная, а региональная держава". "С точки зрения экономики, ресурсов, своей привлекательности. Да, у нее есть атомное оружие и постоянное место в Совете Безопасности ООН, которые отражают глобальные амбиции, но это не то государство, которое определяет мировой порядок, у нее для этого нет ресурсов. На эту роль могут претендовать только Китай и США", — полагает немецкий эксперт. Заметим, Евросоюз он также не упоминает.
Ну а коль так, то о каком равноправии можно говорить? Точнее, говорить-то можно, слышать не будут. Это необходимо сознавать. Не мириться, нет. Но понимать, что ни США, ни Евросоюз к учёту интересов России не готовы — ни сейчас, ни в обозримой перспективе. Играть предстоит вдолгую — и другой вопрос, готова ли к этому наша страна.
Читайте также:
Как Россия стала индейским племенем на захваченной территории
Холодная война: история и этапы Россия-США: "холодная война" уже идет?
Как холодная война изменила мир
Прогноз: Россия проиграет во "второй холодной войне"
"Холодная война" никогда не прекращалась?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.