Эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) предложили оставить в ранге госслужащих только тех чиновников, которые принимают ключевые решения. Следует ли воспринимать эту идею как попытку создания своего рода "касты", члены которой будут стоять над обществом? Или же не стоит искать черную кошку в темной комнате?
В чем суть: в ранге госслужащих окажутся только те чиновники, которые принимают ключевые решения. Они будут иметь дополнительные льготы и гарантии, но их работа будет сопряжена с высокой ответственностью, равно как и серьезными ограничениями.
Что касается остальных — "нечиновников" — то их мотивация и оплата труда будет максимально приближена к рынку. Основная часть — оклад, а не непрозрачные надбавки, как сейчас. Премии же будут напрямую связаны с эффективностью.
Мотивация самих чиновников должна быть связана с "ожиданием служения обществу", поясняют в РАНХиГС. В проекте предлагается сделать классный чин аналогом ступеньки на госслужбе. Средствами мотивации станут факты вхождения в особое сообщество чиновников, значительная надбавка к зарплате, система льгот.
Предполагается, что деньги на надбавки предлагается найти за счет вывода обеспечивающих функций на аутсорсинг. За отбор чиновников нижнего уровня отвечают и руководители, и специальные кадровые службы.
На первый взгляд, инициатива выглядит как завуалированный способ сокращения количества чиновников в России. То есть власти постоянно декларируют необходимость подобных мер, однако особых перемен не наблюдается. Хотя, конечно, вопрос, действительно ли это эффективный способ борьбы с бюрократизацией — перевод чиновников в "нечиновники".
Кроме того, возникает вопрос относительно новации насчет госслужащих — где гарантия, что они со временем не станут обособленной группой "ваших превосходительств"? Каким образом будут функционировать пресловутые социальные лифты в данном случае? Каким образом будет организован отбор и контроль?
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков отметил, что подобные инициативы "выглядят слишком теоретически".
"Можно что угодно нарисовать, посоветовать, рекомендовать — вопрос, насколько эта модель жизнеспособна, насколько она реализуема. Я помню не одну попытку административной реформы. Нам надо начать хотя бы с уменьшения количества бумажного вала, который захлестывает обычного гражданина. Здесь определенные шаги делаются в виде создания тех же МФЦ. То есть, в этом отношении шаги предпринимаются, но они недостаточно серьезные, радикальные", — сказал парламентарий "Правде.Ру".
"Мне кажется, более актуальна административная реформа в этом направлении — уменьшение количества бумаг. Это касается абсолютно всех сторон жизни", — подчеркнул Вячеслав Лысаков.
По его словам, в российских регионах в этом плане подчас делается куда больше, нежели в федеральном центре. "Когда я был в Татарстане несколько лет назад, то был крайне удивлен тем, что начальник ГИБДД мне рассказал — он все документы подписывает в режиме онлайн.
Он видит все документы, которые он должен подписать, он видит, у кого документы находятся, на какой стадии. То есть, все абсолютно прозрачно, все делается без всяких бумаг. Они давно уже так работают. А российское правительство, которое возглавляет большой знаток гаджетов и технологий Дмитрий Медведев, до сих пор гоняет тонну бумаг друг к другу", — отметил депутат.
"Эти построения — давайте часть сделаем элитой, эти будут на договоре, эти будут принимать решения, те будут получать процент в зависимости от отзывов по эффективности — все это схоластические модели. Которые, я думаю, не очень актуальны. И я очень сомневаюсь, что они реализуемы и что-то принципиально изменит в нашей системе администрирования", — подчеркнул Вячеслав Лысаков.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.