Эпидемия сноса памятников, недавно захлестнувшая Соединенные Штаты, стала еще одним свидетельством, что это один из трендов современности. То есть если до недавних пор казалось, что войны с памятниками в XXI веке исключительно удел Украины и Польши, то теперь понятно, что это не так.
Впрочем, ничего нового в самом явлении как таковом нет — снос памятников это практически всегда попытка утверждения "окончательной и бесповоротной" победы, которая, как правило, не оказывается ни "окончательной", ни "бесповоротной". Пусть даже на той же Украине снос всех памятников Ленину сейчас преподносится чуть ли не как величайшее достижение.
Швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung отмечает, что восторг американцев, уничтожающих "неправильные" памятники, понять трудно. Но возможно, что однажды все-таки удастся достичь согласия во всех этих спорах.
Однако России до таких "прорывов" далеко, считает издание — чтобы убрать всех "свидетелей истории", вызывающих возмущение, "бригаде уборщиков" понадобятся годы. А поскольку консенсуса в этой сфере в обществе достичь не получается, что в России продолжают существовать вместе несовместимые вещи. В качестве примера Neue Zürcher Zeitung приводит Екатеринбург, где на месте расстрела семьи последнего российского императора возвели церковь, ведет к которой улица, носящая имя цареубийцы. Название которой не позволили поменять горожане, подчеркивает швейцарское издание.
Автор статьи отмечает, что в стране, которая официально отреклась от коммунизма, сильное присутствие Ленина заставляет задуматься. "А для этого памятники и существуют", — заключает он.
Но, конечно, нельзя сказать, что Россия совсем свободна от дискуссий по этому поводу. Причем наиболее острые споры ведутся относительно не сноса памятников, а установки новых. Как, например, Ивану Грозному в Орле и Александрове (Владимирская область). В первом случае памятник все же был установлен, несмотря на бурные дискуссии. Во втором — решение вопроса отложено на неопределенный срок. Хотя городские власти и уверяют, что памятник установят обязательно — только вот решат все вопросы с городским благоустройством.
При этом и в нашей стране есть люди, которые не чужды самым современным веяниям — "Правда.Ру" ранее о них рассказывала. Позволим себе процитировать еще раз доктора исторических наук, соратника Михаила Касьянова Андрея Зубова: "При всех ужасающих преступлениях Петра и Екатерины Великой, они могут быть терпимы, а вот Иван Грозный, Николай Первый, Ленин, Сталин и их подручные — не могут. Безусловно, настоящими героями не могут быть и Петр Первый, и Екатерина, но только те люди, которые до самопожертвования боролись за благо и свободу других людей, пусть и творя при этом неизбежные ошибки и даже жестокости, как тот же генерал, а потом президент Грант в США".
Понятно, что для этой категории людей проблемы памятников как таковой не существует — все что "неправильно" должно быть уничтожено. Причем тот факт, что в истории России уже был достаточно продолжительный период борьбы с памятниками их совершенно не смущает, а сравнение с большевиками воспринимается как оскорбление.
Хотя осторожное отношение общества к подобным темам отнюдь не является недостатком, как раз наоборот. При всем желании вычеркивание неприглядных страниц из собственной истории мало когда было успешным. Разве что Германию после Второй мировой войны можно вспомнить. А вот ее тогдашнюю союзницу Японию в пример уже не приведешь… А потому лучше нашей стране оставаться в стороне от современных веяний. Хуже от этого точно не будет.
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.