В ночь на 8 августа 2008 года грузинская артиллерия нанесла массированный артиллерийский удар по столице Южной Осетии Цхинвалу. Тогда грузинские генералы бодро рапортовали на фоне артиллерийских орудий о начале операции операции по "восстановлению конституционного порядка".
Предполагавшийся блицкриг обернулся сокрушительным разгромом армии Грузии, в реформировании которой принимали участие американские инструкторы. Некоторые отечественные"эксперты" (привет Павлу Фельгенгауэру) считали ее силой, которую российская армия одолеть будет не в состоянии. Хватило пяти дней, а от полного краха Михаила Саакашвили и его полководцев спас президент Франции Николя Саркози, выступивший в роли посредника.
Представляем вашему вниманию несколько фактов, о которых было бы неплохо напомнить в том числе и нынешним рассказчикам о "российской агрессии" против мирной маленькой Грузии.
Факт первый. "Чистое поле" — кодовое название операции "по наведению конституционного порядка" в Южной Осетии. Была разработана грузинским генштабом при поддержке консультантов из Military Professional Resources Incorporates. План предусматривал быстрый захват территории Южной Осетии и самое главное — Рокского тоннеля, по которому могла прийти помощь из России.
Факт второй. Удар "Градами" и тяжелой артиллерией по ночному Цхинвалу. На этом факте грузинские пропагандисты и западные СМИ намеренно не акцентируют внимание, поскольку тогда версия об "агрессии России" будет выглядеть, мягко говоря, не совсем убедительно. Под обстрел попали жилые кварталы города, что привело к многочисленным жертвам среди мирных жителей. Удар был нанесен и по батальону российских миротворцев, которым командовал подполковник Константин Тиммерман. В результате артиллерийского обстрела и последовавшей затем атаки грузинской армии погибли 18 российских военнослужащих, несколько десятков были ранены.
Факт третий. Вообще говоря, "укрепляла оборону" Грузия весьма активно. В числе поставщиков значились компании из Великобритании, Греции, Израиля, Латвии, Литвы, Сербии, США, Турции, Болгарии.
Особняком стоит Украина. Михаил Саакашвили на брифинге в августе прошлого года рассказывал, что "если бы не было помощи Украины, грузинское государство тогда бы не выстояло…"
"Причина, по которой мы спаслись, основная — это помощь Украины… потому что на Украине мы готовили своих военных специалистов, Украина нам дала ПВО, которое было критически важным в первые дни вторжения, потому что они (россияне) не смогли получить критическое преимущество в первые дни… Украина нам дала системы "Бук" и "Оса" и несколько боекомплектов к каждой системе. Благодаря этим системам мы сбили 12 российских бомбардировщиков", — заявлял экс-президент Грузии.
В Москве же сообщали, что Украина не просто поставляла зенитно-ракетные комплексы, но и обслуживались они украинскими расчетами.
Факт четвертый. Михаил Саакашвили явно не любит вспоминать о своем поведении в те пять дней. Хотя кадры, где он пихает в рот галстук или прячется под телами охранников, стали своего рода классикой. Потом-то, конечно, бывший президент Грузии, бывший губернатор Одесской области и бывший гражданин Украины при каждом удобном случае рассказывал, как он напряженную и бескомпромиссную борьбу он вел с "агрессором". Но поведение Саакашвили в августовские дни 2008 года никак не вяжется с ролью лидера нации.
Просчет был в том, что и сам тогдашний президент Грузии, и его окружение рассчитывали на активную помощь Запада, и прежде всего США. Но американцы ввязываться не захотели, не говоря уж о европейцах. Что и стало одной из причин ступора Саакашвили. Вторая тоже очевидна: ни он, ни Павел Фельгенгауэер явно не рассчитывали, что реформированная грузинская армия фактически развалится за несколько дней. И это при том, что и у российской армии в то время проблем хватало — и технических, и организационных.
Факт пятый. Пропагандистская кампания на Западе с описанием страданий маленькой независимой Грузии развернулась не сразу, а только после того, как стало ясно, что Россия оставаться в стороне не намерена. Это сейчас беспардонность западных СМИ стала в какой-то степени привычной. Но тогда Россия оказалась не готова к столь массированному пропагандистскому удару.
То есть не то чтобы была неожиданной безоговорочная поддержка Саакашвили. Неожиданным было то, как легко и непринужденно подтасовываются факты, как без какой-либо рефлексии был отброшен незыблемый вроде бы принцип о необходимости сравнения нескольких точек зрения — а ведь так называемая объективность европейской и американской прессы преподносилась как факт. С той поры про пресловутые "стандарты журналистики" уже как-то и вспоминать не принято. И это еще одно последствие пяти дней августа 2008 года.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.