Тема "репрессий" в Крыму остается одной из важнейших в пропагандистском арсенале киевских властей. Понятно, что использовать ее будут ровно до тех пор, пока она приносит хоть какие-то дивиденды. В первую очередь здесь расчет на публику в странах Евросоюза и США.
В берлинском Фонде имени Конрада Аденауэра на днях прошел очередной раунд дискуссий по поводу "гонений" против крымских татар. Фонд близок к партии Христианско-демократический союз, которую возглавляет нынешний канцлер Германии Ангела Меркель, и практически полностью финансируется из государственного бюджета. Так что можно сказать, что прозвучавшие на форуме заявления немецких экспертов в значительной степени близки к точке зрения официального Берлина.
Впрочем, заметная роль на форуме была отведена крымскотатарским экспертам, находящимся под опекой Киева. Из Крыма, разумеется, никого не было, а потому альтернативных точек зрения на конференции не было, да и быть не могло: не ради того она затевалась.
Об уровне дискуссий можно составить представление, например, вот по такому заявлению первого заместителя министра информационной политики Украины Эмине Джапаровой: "Бесчеловечное отношение к нам со стороны России разных форм правления — сначала царской, потом коммунистической — привело к тому, что оккупацию в 2014 году крымские татары восприняли как продолжение такой многовековой репрессивной политики".
Потому, сообщила она участникам конференции, у крымских татар не было иллюзий, что Россия устроит им счастливую жизнь. Тот факт, что язык крымских татар сделали в Крыму государственным, что для них строят на полуострове мечети и школы, Джапарова незатейливо называет "большой и серьезной манипуляцией", сообщает Deutsсhe Welle.
Принимающую сторону нелепые пассажи представителя пропагандистского ведомства Киева совершенно не смущали. Из чего можно сделать вывод, что в Берлине вполне согласны с тем, что годы пребывания Крыма в составе Украины стали временем подлинного процветания крымских татар, а строительство мечетей и школ — дело совершенно необязательное и даже неуместное.
Собственно, это и подтвердил эксперт Фонда Аденауэра Вольфганг Майер, по словам которого, Кремль не предоставил убедительных доказательств того, что во времена Украины были репрессии против крымских татар. Но зато за три года после воссоединения с Россией, "международные организации собрали немало сведений о нарушении на полуострове прав человека российскими властями".
О некоторых из этих сведений рассказал на конференции представитель Общества защиты притесняемых народов Ханно Шедлер. К примеру, на полуостров запрещен въезд таким "авторитетным представителям" крымскотатарского народа как Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров. Еще одна невероятная "репрессия" — запрещение деятельности меджлиса в России. Напомним, что на Украине
официальный статус меджлису был предоставлен 20 марта 2014 года, то есть спустя несколько дней после референдума в Крыму.
Тот факт, что руководство и активисты меджлиса активно участвовали в организации разного рода "блокад" Крыма — энергетической, продовольственной, транспортной, одно время носились с идеей морской блокады, — западных экспертов никоим образом не смущал. Судя по всему, нарушение прав нескольких миллионов жителей полуострова, в том числе и крымских татар, не стоит того, чтобы хоть каким-то образом об этом вспоминать на столь солидном форуме.
И в самом деле, ведь послушать Ханно Шедлера, мрак в Крыму беспросветный. Несколько "оппозиционно настроенных" крымских татар бесследно исчезли, шестеро осуждены на "длительные сроки тюремного заключения по явно сфабрикованным обвинениям". Еще в 32 случаях были возбуждены уголовные дела, "семеро крымских татар были в принудительном порядке отправлены на психиатрическое освидетельствование, в том числе один известный крымскотатарский правозащитник, более 170 человек были временно задержаны, допрошены и зарегистрированы в правоохранительных органах, более 50 раз сотрудники спецслужб проводил обыски в квартирах, домах и мечетях", рассказал немецкий правозащитник.
Правда, он не пояснил, почему в таких невыносимых условиях не наблюдается массовый исход гонимых из Крыма. Даже родственники Джамалы почему-то уезжать не спешат — хотя, казалось бы, вот уж кому пристальное внимание "репрессивной машины Кремля" обеспечено.
Но перечень пострадавших, сообщили на форуме, далеко не полный. Ибо нет независимых структур, которые регистрировали бы все случаи нарушения прав крымских татар. У независимых наблюдателей нет доступа в Крым, заявила крымскотатарская правозащитница Айше Меметова, и Россия делает все возможное, чтобы так было и впредь.
Но, подчеркнула она, сбор информации идет, система меджлиса на местах продолжает действовать, люди доверяют их региональным представительствам, делятся сведениями, рассказывают о происходящем. Плюс крепкие семейные связи.
Так что любой случай, когда человек пропадает без вести или его арестовывают, сразу становится известным", — отметила Меметова. Она считает крайне необходимым собирать доказательства, документировать все такие случаи, поскольку "без таких доказательств через 5—10 лет не будет ничего, что можно было бы предъявить России".
Как получается увязывать одно с другим, не очень понятно. Если структуры меджлиса продолжают действовать, то можно предполагать внимание правоохранительных органов, поскольку деятельность эта незаконна. А если так, то новые "репрессии" гарантированы. И поговорить в Берлине или еще где будет о чем. Ну и пассаж про "5—10 лет" любопытен, конечно. Такое впечатление, что все эти "гонения" очень нужны прежде всего меджлису и прочим активистам из Киева. Чтобы было с чем ездить на форумы и конференции.
По словам председателя государственного комитета Республики Крым по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Заура Смирнова, крымскотатарская тема используется для грубой антироссийской риторики.
"По поводу массовых похищений крымскотатарских активистов — абсолютная чушь, у нас такого нет. Все, что преподносится как факты ущемления прав либо похищений, это как раз история Крыма в украинский период. Наши эксперты — политологи, общественные деятели — еще в конце прошлого года отправили в ООН специальный доклад, в котором расписана вся хронология преступлений, совершенных против крымскотатарского народа тогда еще киевским режимом, и которые до сих пор не раскрыты", — сказал Заур Смирнов "Правде.Ру".
"Всем этим западным правозащитникам стоило бы обратить внимание на вопиющие факты нарушений прав человека на Украине, которые соответствуют уровню какой-то банановой республики, но не страны, которая претендует на звание европейской державы. Мы категорически отвергаем все подобные выводы, заявления, обвинения, и еще раз хотим сказать, что открыты и готовы к любому мониторингу. Другой вопрос, что данный мониторинг однозначно должен согласовываться с МИД РФ. И мы с сожалением констатируем, что многие мониторинговые группы приезжают с готовыми докладами", — отметил он.
Заур Смирнов также прокомментировал заявление Эмине Джапаровой о "большой манипуляции" относительно статуса государственного для крымскотатарского языка и строительства школ в республике.
"Самое главное, с чего стоило начать: крымские татары реабилитированы по указу президента России №268 от 21 апреля 2014 года, чего не делала никогда Украина. До сих пор уже новый режим, так называемый демократический, в Киеве так и не принял ни одного законодательного акта, который бы крымских татар реабилитировал. Украина по-прежнему остается на позиции, что крымские татары были депортированы в 1944 году по закону. А президент России сразу же после референдума одним из первых указов восстановил историческую справедливость: реабилитировал крымских татар, армян, болгар, греков, немцев и впоследствии итальянцев. Также сегодня в Крыму строится соборная мечеть, которая долгие годы не строилась. В Крыму сегодня строится мемориальный комплекс, посвященный жертвам депортации. В Крыму сегодня работает федеральная целевая программа по реабилитации репрессированных народов, на которую выделено более десяти миллиардов рублей. И согласно этой программе предусмотрено строительство — и оно уже ведется — десятков тысяч квадратных метров жилья, новых школ, больниц в местах компактного проживания крымских татар, линий инженерных коммуникаций, дорог", — рассказал он.
"Это то, чего не могла дать Украина не только потому, что не имела политической воли, была слабой, экономически неразвитой страной, но и при которой национальная политика основывалась на принципах противоречия и противопоставления представителей одного народа представителям других. В России иные подходы, Россия сильна тем, что многонациональна, тем, что федеральный центр, несмотря на малочисленность того или иного народа, проводит политику равноправия и равных возможностей для представителей разных народов и конфессий", — подчеркнул Заур Смирнов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.