Один из главных результатов прошедших 26 марта акций — большое количество учащихся старших классов и студентов младших курсов вузов. Причем речь не только о Москве, но и других городах, где в минувшее воскресенье прошли согласованные и несогласованные митинги и шествия.
Порой, конечно, происходящее выглядело несколько абсурдно. Например, одно из смоленских изданий сообщило (то ли в шутку, то ли всерьез), что организатора митинга в этом городе после семейного скандала на мероприятие "не пустила мамка".
А вот член президентского совета по правам человека Кирилл Кабанов настроен куда серьезнее. По его мнению, произошедшее вполне могло быть "репетицией русского Майдана". "Но вопрос такой: если это была реальная репетиция, надо сделать все, чтобы такое больше не повторилось. И не со со стороны полиции. Вопрос в том, что это не должно повториться, потому что может пролиться кровь. А если количество людей будет больше, то полиции придется действовать жестче, там уже не будут разбираться: подростки — не подростки. Если им говорят, что они должны разойтись, то они должны расходиться", — заявил Кабанов в интервью сайту "Открытая Россия" Михаила Ходорковского.
Многие обратили внимание, что присутствовавшие на несанкционированной акции в Москве подростки воспринимали происходящее как игру. То есть, конечно, едва ли можно говорить, что все поголовно не понимали возможной ответственности за попытку, скажем, помешать полицейскому. Но, судя по поведению многих из присутствовавших, немало было и тех, кто действительно не понимал, что могут быть последствия — и далеко не самые приятные.
Едва ли можно сомневаться и в том, что часть участников воскресных событий обратили внимание на обещание Алексея Навального добиться компенсации в размере десяти тысяч евро каждому задержанному. Правда, условия "квеста" достаточно жесткие. Во-первых, речь только о тех, кого задержали. Во-вторых, еще и ЕСПЧ должен принять решение. Но к этому мы еще вернемся. Из обращения Навального не совсем понятно, распространяется ли обещание на всех, кто оказался в отделениях полиции, либо же только тех, кто был приговорен к административному аресту и штрафу. Во втором случае никаких "десяти тысяч", разумеется, не положено.
Но вернемся к ЕСПЧ. Когда Навальный говорил о том, что он зуб дает, но компенсации всем отсудит, то в принципе особо ничем не рисковал. Ну хотя бы потому, что процесс явно растянется по времени лет на несколько — если иски будут все же поданы. А кроме того, ЕСПЧ питает удивительную слабость к российским "борцам с режимом", совершенно не обращая внимания на противоположные аргументы. Десять тысяч может и не получится, но поменьше — вполне.
Чем, кстати, не повод еще раз обсудить перспективы отношения России с этой судебной инстанцией? Поводов, конечно, и без того хватает, но все же.
Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк считает, что объявленные Навальным и Фондом по борьбе с коррупцией намерения защищать права задержанных были манипуляцией, направленной на привлечение людей на несанкционированные акции. "Уже после того, как были первые задержания, появилась информация, что ФБК не будет сопровождать все дела. И это говорит о том, что молодые люди стали всего лишь инструментом, разменной монетой в этой политической игре", — сказал эксперт "Правде.Ру".
Что же касается решений ЕСПЧ, то их ангажированность заметна, считает политолог. "Но, с другой стороны, согласно отечественному законодательству, Россия обязана выполнять решения ЕСПЧ. А ведь никто не заставлял нас брать такие обязательства. Поэтому, мне кажется, пора в очередной раз задуматься, сотрудничать ли с так называемой "независимой инстанцией" в виде Европейского суда по правам человека. И соответствует ли ее деятельность национальным интересам России — это очень большой вопрос. Та ситуация, которая случилась после этих акций, в очередной раз показывает, что рассчитывать на понимание со стороны наших европейских коллег не стоит", — считает Никита Данюк.
Политолог Виктор Олевич считает, что существует прямая корреляция между тем, как складываются отношения между Москвой и ПАСЕ (депутаты ассамблеи и назначают судей Европейского суда) и структурами Евросоюза и отношениями нашей страны с ЕСПЧ.
"И каждый раз, когда отношения между Россией и Евросоюзом ухудшаются, суммы бюджетных расходов нашей страны на выплаты по решениям ЕСПЧ резко увеличиваются", — сказал эксперт "Правде.Ру". Виктор Олевич также напомнил, что юрисдикция суда в Страсбурге распространяется на 47 государств. Из всех решений в 2016 году 26 процентов были приняты против России.
По его мнению, формат ЕСПЧ используется для финансирования российской оппозиции. "По сути, это форма перевода российских бюджетных денег, причем легальный перевод. И на недружественную деятельность Европейского суда Россия должна реагировать", — подчеркнул политолог.
По его мнению, наша страна должна активно заявлять о своих претензиях, подчеркивать, насколько ЕСПЧ не соответствует изначальным замыслам, целям, которые были поставлены. "Это сейчас не институт правосудия, это по сути инструмент политического давления. И Россия должна говорить об этом на различных форумах, должна поднимать эту тему", — заявил Виктор Олевич.
"И если в результате кризиса, который мы сейчас наблюдаем в ЕС, не произойдет реформирования ЕСПЧ, если эта структура будет продолжать использоваться в качестве инструмента политического давления на Россию, тогда наша страна должна всерьез подумать о том, чтобы выйти из юрисдикции этой организации", — подчеркнул эксперт.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.