"В целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества… вводится чрезвычайное положение".
Такие слова граждане Советского Союза услышали четверть века назад, утром 19 августа 1991 года. Власть в стране перешла к Государственному комитету по чрезвычайному положению. На трое суток.
Сейчас почти половина жителей России — 48 процентов, судя по недавнему опросу "Левада-центра" — не могут сказать, какие события происходили 19-21 августа 1991 года.
Хотя число тех, кто помнит о произошедшем 25 лет назад все еще больше — на два процента.
При этом 44 процента отрицательно ответили на вопрос, вышли бы они защищать российскую демократию, если бы подобные события повторились. Еще 41 процент участников опроса не смогли определиться. А 16 процентов сказали, что вышли бы обязательно.
В свою очередь, фонд "Общественное мнение" приводит такие цифры — 19 процентов "что-то слышали" о ГКЧП, 11 процентов не знают об этом ничего. Но 69 процентов в курсе произошедшего 19-21 августа 1991 года.
Понятно, что данные опросов зависят от возраста участников опроса. Чем они моложе, тем меньше знают о тех событиях — да и меньше ими интересуются. Но все же разброс даже в социологических опросах только подтверждает мнение о полярности оценок того, что все же происходило в те дни.
Притом, что касалось происходившее в основном Москвы и в меньшей степени еще нескольких крупных городов. А вся остальная страна пребывала в роли статистов.
Констатация этого, разумеется, никак не противоречит спорам, насколько серьезное влияние оказали события тех трех дней на судьбу Советского Союза. И что было бы, действуй члены ГКЧП решительнее. И по каким причинам они этой решительности не явили — хотя все руководители силовых ведомств вошли в состав Чрезвычайного комитета.
"…ГКЧП был шагом в верном направлении. Но не хватило ни воли, ни ума для того, чтобы реализовать его полностью. Надо было под домашний арест посадить Ельцина со всей это камарильей, которые потом, собственно говоря, разыгрывали всю эту петрушку. Надо было действовать решительно", — это мнение Геннадия Зюганова.
Для Владимира Жириновского 19 августа 1991 года вообще стало самым радостным днем в жизни:
"Мы единственная из политических партий и единственная федеральная структура, которые поддержали ГКЧП полностью. Была поддержка с мест от региональных властей. Но в Москве мы были единственными. Коммунисты промолчали, испугались Селезнев, Зюганов, все там в санаториях сидели, промывали свои внутренние органы, а мы открыто поддержали. Я сидел в штабе, и в 11 утра танки подошли. Я подумал: ну все, страна спасена. И вдруг к вечеру танки разворачиваются и уходят. И через три объявляют нам о провале ГКЧП. То есть ГКЧП никак бы не провалился, если бы не предатели-генералы. Крючков, Ачалов, Язов, Лебедь, Грачев — вот они пять генералов-предателей струсили и сдали страну".
Сергей Бабурин полагает, что если бы ГКЧП выступил "решительно и энергично", то Союз был бы спасен: "…если бы не выступление ГКЧП, Советский Союз погиб бы 20 августа 1991 года, как это было спланировано Горбачевым. Потому что Беловежские соглашения, которые убили Союз в декабре (того же года) примерно в этом же формате были подготовлены под видом Союзного договора, назначенного к подписанию на 20-е августа".
"Это было незаконное неконституционное выступление. Хотя цели они ставили — ничего против не скажешь. Но ведь это можно было и обсудить и на съезде народных депутатов СССР, на Верховном Совете СССР вполне легально. Поэтому я тогда написал обращение к народу, к гражданам, которое Ельцин потом с танка зачитывал. И вот тогда и народ поддержал именно в силу того, что это был неконституционное выступление, противозаконное", — это уже Руслан Хасбулатов, который в то время исполнял обязанности председателя Верховного Совета РСФСР.
Несколько парадоксальным образом на 25-летие "победы над ГКЧП" реагирует либеральная общественность. Как правило, очередная годовщина отмечалась до сей поры митингом или шествием. Или и тем, и другим. Конечно, они были крайне незначительными по числу участников. Несколько сотен человек — в лучшие, скажем так, годы. Но были.
Теперь правозащитник Лев Пономарев жалуется на то, что московские власти не согласовали мероприятия на месте пересечения Садового кольца и Нового Арбата, где в ночь с 20 на 21 августа погибли Дмитрий Комарь, Илья Кричевский и Дмитрий Усов. Ни разу за 24 года не было случая, чтобы хоть какую-то акцию на этом месте провести не дали, но вот этот момент настал, посетовал Пономарев.
Однако особого резонанса нет даже среди его единомышленников. Привыкли — тем более, что процесс согласования, как выяснилось, завершился положительно для организаторов и акции пройдут как обычно.
Так же, как и сторонников ГКЧП — митинг, например, организует в Москве ЛДПР.
Хотя вопрос о числе участников подобных мероприятий можно считать риторическим, если исходить из вышеприведенных социологических данных.
Если уж говорить об оценках тех событий, то как раз стоит еще раз вернуться к цифрам. По данным фонда "Общественное мнение, 17 процентов наших сограждан считают, что для страны было бы лучше, если бы Чрезвычайному комитету удалось осуществить задуманное. Противников такого мнения 26 процентов. А большинство — 56 процентов — не смогли ответить на вопрос чего было бы больше в случае победы ГКЧП, плохого или хорошего.
Что и неудивительно, поскольку за четверть века произошло много чего. И события августа 1991 года все больше воспринимаются как "одно из", в череде прочих. А оценки тех дней еще очень долго будут в зависимости от убеждений оценивающих. По-другому, наверное, невозможно.
Некоторые материалы "Правды.Ру" о событиях августа 1991 года:
18 лет спустя. О ГКЧП, "путче" и "победе демократии"
ГКЧП "похоронили" пять генералов
Август 1991: история России 15 лет спустя
Август-91: трагедия или победа демократии?
Герои 1991 года. Взгляд из 2011-го
Человек, который пытался спасти СССР
Как я защищал Белый дом. Записки участника "великой августовской революции"
Танец лебедей — ну очень маленьких
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.