На факультете государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова состоялась открытая лекция доктора политических наук, директора Центра государственного управления и публичной политики Карлтонского университета, профессора факультета политологии МГУ Петра Дуткевича "Неожиданные сторонники демократии".
Мероприятие было организовано совместно с фондом ИСЭПИ и Центром ReThinking Russia в рамках цикла открытых лекций "Кризис демократии".
За последние 20 лет демократия стала размытым понятием как на Востоке, так и на Западе, считает Петр Дуткевич. Он напомнил, что на протяжении всей истории существовал выбор между развитие либо государства (кейнсианская модель), либо рынка (либеральная и неолиберальная модели).
Но выбор в пользу чего-то одного не дает бОльших гарантий уважения свобод или интересов общества. И в результате люди рызочаровываются как в рынке, так и в государстве. В данном случае закон "в одном месте убыло, в другом прибыло" не действует. Следующим шагом становится потеря доверия к рынку и, соответственно, к либеральной демократии.
В результате мы сейчас находимся в периоде "междуцарствия" — то есть времени, когда механизмы решения вопросов, действовавшие прежде, больше не работают, однако новые и более подходящие пути решения не только не применяются, но даже еще не изобретены.
Возникает вопрос — кому вообще нужна демократия? Очевидный ответ — западным государствам, которые провозглашают себя защитниками демократических ценностей. Но даже само понятие "демократия" ныне нуждает в критическом осмыслении.
Один из возможных наборов дефиниций для этого термина может строиться вокруг способности системы гарантировать защиту от произвола политической власти. Этот подход может дать наиболее общий взгляд на гражданские права с индивидуалистической, либеральной точки зрения, отмечает профессор Дуткевич.
Другой подход рассмтатривают демократию как одну из форм правления. Третий — демократия должна рассматриваться исключительно в контексте экономического развития. Но несмотря на различие в подходах, в рассуждениях о демократии ее сторонники неизменно приходят к выводу, что несмотря на все свои недостатки, она является лучшей альтернативой любой другой системе.
По мнению Петра Дуткевича, "обычный гражданин", выступая в поддержку демократии, руководствуется в основном стремлением к более справедливому перераспределению доходов и возможностей получить доступ к услугам здравоохранения, образования, к экономической и личной безопасности. Во всех этих сферах мы наблюдаем неоднозначные результаты как в Восточной и Западной Европе, так и в ЕС и США.
"Демократия" на Западе имеет значительную поддержку в обществе. Но при этом она воспринимается как источник — вдобавок к основным свободам — таких благ, как социальная защищенность, стабильность системы и "справедливость"; демократия видится как инструмент достижения достойного положения, обеспеченного комфортными условиями жизни и защищенностью.
В этой связи профессор заметил, что скепис в России по отношению к демократии во многом обусловлен провалом в обеспечении таких благ при реализации реформ в начале 1990-х годов.
Это касается не только нашей страны. В государствах Центральной и Восточной Европы процесс демократизации на практике оказался полным освобождением, "либерализацией", тонкой прослойки политической и деловой элиты от правового или общественного контроля. Только достаточно небольшая группа лиц смогла воспользоваться всеми благами "демократии". А потому основная проблема заключалась в том, что мало кто мог в полной мере воспользоваться преимуществами демократии.
В этих странах демократия превратилась в один из элементов (важных, если не необходимых) рыночной экономики, что имеет глубокие последствия для социальной сферы, политики и развития, считает политолог. Свободный рынок полностью изменил устройство общества: если раньше экономика была частью остальных социальных отношений, то теперь социальные отношения стали частью экономической системы.
В таких условиях — условиях глобального рынка — функционируют демократия и демократические институты. А раз так, что может ли и сама демократия быть товаром? В реальных рыночных условиях 1990-х годов демократия в Центральной и Восточной Европе и в России стала товаром подобно всему прочему ("нечто", что можно купить и продать на "демократичном рынке").
Покупая доступ к политическому процессу, собственности, СМИ, покупая выборы или влияя на них на любом уровне, приобретая доступ к политикам и людям, ответственных за принятие политических решений, влияя на суды и полицию (другими словами, покупая гражданские свободы), несколько избранных лиц стали фактическими собственниками государства, эксклюзивно пользующимися благами демократии.
То есть все составляющие либеральной демократии были распроданы по отдельности, в результате чего демократия в привычном для нас понимании была полностью превращена в товар.
Но какой товар? Петр Дуткевич полагает, что можно провести с такими "фиктивными товарами", как деривативы на финансовых рынках. Таким образом, демократия как "фиктивный товар" является неотъемлемой частью капитала, а значит, неотъемлемой частью рынка и, следовательно, неотъемлемой частью механизма взаимодействия государства и рынка.
То есть демократия — это не только инструмент легитимизации для тех, в чьих руках сосредоточена власть (это ее второстепенная задача); главная ее задача состоит в том, чтобы служить капиталу и государству, обеспечивая имущественные права, стабильность и легитимность капитала.
В этом смысле рынок уже не может развиваться без некоторого уровня демократии; долгосрочная модернизация не может быть осуществлена без хотя бы незначительной демократизации системы. Для бюрократической, политической и деловой правящей элиты стабилизация собственности, легитимизация своего положения и предотвращение социальных волнений (или не дай бог излюбленных разговоров о пересмотре итогов приватизации 1990-х гг.) внутри и вовне — вопрос жизни и смерти.
И здесь на помощь приходит демократия. В период трансформации "демократия" подавалась национальными и иностранными элитами как единственное решение социально-экономических проблем. Однако только часть элементов демократии были использованы (причем зачастую небрежно): только "свободные выборы", свобода перемещения и защита частной собственности (в частности, признание всех приватизационных механизмов, даже самых неприглядных).
Но для чего же нужна демократия? Профессор Дуткевич считает, что обеспечивает легитимность прав частной собственности, делает находящихся у власти еще более могущественными и, помимо этого, наделяет граждан фундаментальными правами и свободами (пусть и плохо прописанными), чтобы сделать их "частью процесса" (поскольку "гражданин демократического государства" — это не мятежник, а скорее — и в первую очередь — вечный потребитель).
В завершение своей лекции Петр Дуткевич выразил надежду, что сейчас те, кто в свое время приложил немалые усилия к ослаблению (или ограничению масштабов применения) модели либеральной демократии, начинают осознавать, что, для того чтобы оставаться у власти и сохранить свою собственность, им нужен некий вариант демократического порядка. Альтернатива — хаос или установление авторитарного общественного порядка, при котором наличие у них собственности будет зависеть от расположения духа правителя.
Читайте также:
Закат и падение Соединенных Штатов
Мария Захарова: "Даже солидные издания часто несут заведомый абсурд"
Ученые Принстона: США перестали быть демократией
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.